А зачем этот предмет остальным? Не историкам? Зачем нужны отвлеченные, далекие от реальности знания о жизни давно умерших людей? Чем помогут события многовековой… да пусть и меньшей, давности? Что было, то прошло. Ещё вспомним, что «История ничему не учит». А жить надо настоящим. И…
Все это так. Почти. Поскольку история — не вполне набор дат и событий, как она выглядит в учебниках. Нет, даты есть, и есть твёрдо установленные факты. И еще то, как воспринимали происходящее современники событий. Остальное — по сути, реконструкция, общепринятая версия которой входит в учебники.
Только не стоит сразу заводить песню об «учёных, которые не понимают». Понимают. И конечно, реконструируют не абы как, а опираясь на проверенные практикой закономерности — исторические, экономические и пр.
И ещё: здесь история стыкуется с психологией. Дисциплиной вполне практической, суть которой в понимании себя и других. История предоставляет замечательный материал для изучения и психологического анализа: исторические личности и ситуации из реальной жизни.
В изучении истории есть сложность: действительных мотивов исторических личностей мы никогда не узнаем. Есть и плюс: исторические события мы видим состоявшимися, зная их предпосылки и последствия. Имея возможность увидеть ситуацию в развитии, от начала и до конца. Значит, можно проанализировать поведение участников, а главное — попытаться понять их мотивы.
Попытаться! Ясно осознавая, что это не знание, а историческая реконструкция, версия. Если только сам персонаж не изложил свои мотивы в письмах, мемуарах, дневниках. Именно сам! К воспоминаниям «очевидцев» об услышанном «случайно» или в «личной беседе», тем более слышанном в передаче третьих лиц, стоит относиться осторожно. И совсем осторожно — если мысли исторических личностей излагаются без ссылок на источники.
Что полезного в подобном «историческом психоанализе»? Смотря для кого! Для психолога (особенно будущего) это интересная практика. Для историка — понятно, «просто» часть обычной работы. Для всех остальных — отличное упражнение для развития аналитического мышления.
А для интересующихся историей — способ и возможность эту историю понять. Не запомнить, где и когда происходили некие события. Именно понять: как и почему происходили именно они и именно так. Уловить внутреннюю логику происходящего.
Обязательно (без этого ничего не выйдет!) постараться понять логику исторических персонажей. И естественно, логику событий «вообще», в целом.
Зачем все это нужно?
Во-первых, и нужно не всем, а тем, кто историей и так интересуется.
Во-вторых, в прошлом и настоящем действуют одни и те же принципы и закономерности, одна логика развития событий.
То есть, научившись понимать прошлое, нам много проще понять настоящее.