В сегодняшней России деградирует не только судебная система, но и государственная машина в целом. Решение большинства жизненно важных для страны задач оказалось не под силу президенту Дмитрию Медведеву. Борьба с коррупцией ведётся только на словах, число терактов растёт с каждым годом (например, в 2009 году их было больше, чем в 2008-м почти на 50%), а многочисленные контртеррористические операции на Северном Кавказе — это ничто иное, как необъявленная гражданская война. Дальше красивого и очевидного лозунга «Свобода лучше несвободы» президенту Медведеву продвинуться не удалось.
Имиджмейкеры научили Дмитрия Анатольевича проникновенно говорить, пользуясь промптером, картинно хмурить брови и играть желваками на скулах, когда он устраивает разносы высокопоставленным чиновникам прямо в эфире российских телеканалов. Это импонирует определённой части телезрителей, но совершенно безопасно для самих чиновников. Если чиновник принадлежит к команде медведевско-путинского тандема, то самое страшное, что его ждёт — это плавное перемещение с одного хлебного места на другое. Иное дело — влиятельный чиновный люд из осколков ельцинской и лужковской команд: эти господа завершают свою госкарьеру, нередко схлопотав язвительную мотивировку «в связи с утратой доверия»
Реально власть в государстве принадлежит не Д. Медведеву, а совсем другой группе лиц. Выразителем их интересов является второй и главный участник тандема — премьер-министр Владимир Путин. Эта группа лиц — циничные люди из спецслужб, по сути, выходцы из советского КГБ, интересы которых имеют мало общего с интересами России. Чекистское сознание этих товарищей может функционировать лишь в парадигме государства как осаждённой крепости. В 21 веке лубянский подход никому не нужен, ведь подобные сценарии заканчиваются войной всех со всеми, то есть полномасштабной гражданской войной. Товарищи чекисты неадекватны ни времени, ни изменившейся стране.
В начале 2011 года в опросе «Левада-Центра» респонденты по степени влияния выставили президенту среднюю оценку 4,17 балла, правительству — 3,78 балла по пятибалльной шкале. У нас в стране рейтинги часто не отражают реального политического капитала; пока оба участника тандема стараются не конкретизировать свои планы на 2012 год. Возможно, их выжидательная позиция продлится до завершения парламентских выборов, когда будет известен результат «Единой России» (как официальный, так и реальный), лидером которой является Владимир Путин. Однако, скорее всего, состояние неопределённости так долго не просуществует. Хрупкость тандема нарастает, и мы присутствуем при закате тандемократии. Необходимость разъединения внешне монолитного тандема назрела уже сейчас. Элиты устали ждать окончательного решения.
Следует признать, что эксперимент с двоевластием не получился, ведь реальная власть в государстве как была, так и осталась у одного человека — Владимира Путина. Из семидесяти ключевых постов в государстве ставленники Медведева занимают менее десяти; все остальные — креатура Путина.
Дальнейших сценариев для участников тандема не так уж и много: Медведев идёт на второй президентский срок, Путин оставляет политическую деятельность; Путин — новый президент, а Медведев возглавляет список «Единой России» и становится спикером Госдумы; Путин — президент, Медведев — премьер (либо как запасной вариант — председатель Конституционного суда).
У участников тандема есть твёрдое намерение держаться до конца. Вопрос: до какого конца? Их положение реально пошатнётся, если цена нефти упадёт ниже 30 долларов за баррель. У нас ведь сырьевая экономика, при низкой цене на нефть будет нечего платить бюджетникам и пенсионерам. А они — те самые люди, которые регулярно ходят на выборы. Впрочем, если случится обвал цен, эти граждане пойдут не на избирательные участки, они выйдут на демонстрации протеста.
Так или иначе, перед президентскими выборами в 2012 году тандем Путин-Медведев неизбежно трансформируется. Пословица гласит: из двух куриц не получится орла.