Кто был первым дважды Героем Великой Отечественной?

Реклама
Грандмастер

Их было двое: Степан Супрун и Борис Сафонов. Оба получили это звание посмертно. Оба были летчиками-истребителями.

Один (С. Супрун) начал воевать задолго до Великой Отечественной, в Китае, за что и получил первого Героя. Другой (Б. Сафонов) в начале войны был всего лишь старшим лейтенантом и командиром эскадрильи.

  • Степан Супрун успел в Великую Отечественную провоевать всего 5 дней, сбил за это время 4 немецких самолета и погиб в бою в начале июля 1941-го.
  • А Борис Сафонов стал знаменит именно в Великую Отечественную, он сбил 20 самолетов противника лично и 5 в группе, став одним из самых знаменитых в те времена советских асов. Оба звания Героя он получил в Великую отечественную, став первым Дважды Героем именно этой войны.
    Реклама

Степан Супрун перед войной был уже знаменит, как Чкалов, Коккинаки или Серов. Он ставил рекорды скорости, испытывал новые истребители. Работая летчиком-испытателем, он испытывал все советские истребители — от И-16 до ЛаГГ-3 и Як-1.

В Китае в 1939—1940 годах он командовал группой советских летчиков-интернационалистов. Группа уничтожила свыше 50 японских самолетов, потеряв 5 своих. По возвращении в СССР в мае 1940 г. летчики были награждены орденами, а командир группы Степан Супрун получил звание Героя.

Реклама

В самом начале Великой Отечественной войны, 27.06.1941 года, полковник Степан Супрун получил приказ сформировать особый 401-й истребительный полк из летчиков-испытателей. Полк был создан за три дня из добровольцев, 30.06.1941 он прибыл на фронт в районе города Бобруйска и включился в боевую работу.

В первый же день боев Степан Супрун сбил два немецких самолета-разведчика. Все последующие дни прошли в боях. Летчики полка сбивали немецкие самолеты и штурмовали колонны фашистов. Командир полка не раз дрался парой и против 4, и против 6 самолетов врага.

С. Супрун погиб 4 июля 1941. Был ранен в бою, машину ему повредили, она загорелась. Попытался сделать вынужденную посадку, но не успел вылезти из загоревшегося самолета и погиб. Слава его в то время была так велика, что узнав о его гибели, немцы запустили фальшивку о том, что Степан Супрун сдался немцам и доволен жизнью в плену.

Реклама

Сталин приказал выяснить, как именно погиб Супрун. Группа следователей выехала на фронт и побывала на месте гибели советского аса. Они видели сгоревший МиГ-3 и могилу пилота, выслушали рассказы крестьян, которые после пожара вытащили из сгоревшего самолета тело пилота и похоронили его, сохранив обгоревшие документы и награды.

22 июля 1941 года полковнику Супруну Степану Павловичу было посмертно присвоено звание дважды Герой Советского Союза.

Реклама

В день, когда в бою погиб Степан Супрун, старший лейтенант Борис Сафонов имел на своем счету только 2 самолета противника. Он водил в бой эскадрилью и хотя сбивал больше, чем записывал на свой счет, предпочитал часть своих сбитых самолетов «отдавать» своим соратникам. Он говорил: «мы летали», «мы сбили».

7 июля Борис Сафонов вел девятку И-16, надо было помешать группе Ju-87 отбомбиться по кораблям Северного Флота. Они связали боем Мессершмиттов прикрытия и ударили по Юнкерсам. Сбили 7 самолетов врага, сорвали бомбежку и без потерь вернулись на аэродром.

Реклама

10 июля 1941 года в полк прибыли новые истребители И-16, пушечная модификация, один из них получил комэск Сафонов. Его счет стал быстро пополняться, снаряды пушек ШВАК разносили пулеустойчивый флинтгласс кабин немецких самолетов.

Сегодня этот самолет Бориса Сафонова — экспонат Военно-Морского музея в Санкт-Петербурге. За время эксплуатации его много раз латали руки механиков, на нем три раза меняли выработавший свой срок двигатель.

16 сентября 1941 Борис Сафонов, сбивший к этому времени уже 16 самолетов врага, получает звание Героя Советского Союза.

В октябре 1941 года майор Сафонов стал командиром 78-го истребительного авиаполка, на вооружении которого были английские Харрикейны. Вооружение Харрикейнов тогда составляли 8 пулеметов ружейного калибра. По предложению наших летчиков вместо них поставили два крупнокалиберных пулемета и две авиапушки ШВАК. Командир полка летал наравне со своими подчиненными, сбивал самолеты врага.

Реклама

В марте 1942 года Сафонов становится командиром авиаполка, в котором он начал войну. Полк к этому времени стал 2-м гвардейским и воевал на американских P-40E «Киттихок», полученных по Ленд-лизу. Полк продолжал прикрывать Мурманск и корабли флота от бомбежек. Кроме этого в обязанности истребителей полка входило защищать от немецких бомбардировщиков корабли союзнических конвоев в нашей зоне ответственности.

Реклама

27 мая 1942 года в Москву ушло представление на награждение Сафонова второй Золотой Звездой Героя Советского Союза. А 30 мая во время боя с Ю-88 в открытом море, защищая конвой союзников, Сафонов сбил два бомбардировщика противника, потом сообщил о неполадках в моторе. В то время у «Киттихоков» мотор был слабым местом и часто ломался.

Самолет упал в воду. К месту падения был направлен эсминец, входивший в состав конвоя, однако попытки найти место падения или летчика не увенчались успехом.

А 14 июня 1942 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о награждении подполковника Сафонова второй Золотой Звездой Героя Советского Союза. Так Борис Сафонов стал первым дважды Героем, получившим обе Звезды в Великую Отечественную.

Всего за Великую Отечественную звание дважды Героя получил 101 человек. Из них семеро — посмертно.

Что еще почитать по теме?

Степан Супрун. Кто это? Часть 1. Начало пути
Василий Иванович Раков — баловень судьбы или просто герой?
Какими они были, те «старики», что шли в бой? Первая десятка советских асов Великой Отечественной войны

Реклама