Достаточно немного наблюдательности и анализа, чтобы понять, что мы живем в эпоху торжествующего материализма. Насколько в советскую эпоху над материей превозносились дух и идея, настолько в наше время над нами господствует уже дух материального. Западный мир вообще, как бы не был привлекателен с точки зрения комфорта тела, — изначально беспощадный мир материально-финансовых ценностей. А капитализм, в какой бы форме он у нас не был развит, с его идеями первичности материальных ценностей над всеми другими культурными ценностями, пронизал все слои и нашего общества: производство, бизнес, а также сферы духовные, в которых материя раньше была вторична — Церковь, медицину, искусство, благотворительность.
Если прислушаться к самым популярным темам разговора среди обычных людей на остановках, в магазинах, на работе, то в девяти из десяти случаев говорить они будут об одном и том же: работа (работать надо много и тяжело, условия плохие, начальник — еще хуже), зарплата (платят преимущественно мало, а мы заслуживаем большего), квартира (нужно копить и купить, а если купил, порадоваться этой или думать о покупке дачи), машина (просто должна быть), отпуск (в Египте или Таиланде — нормально, вынуждены были поехать в Сочи, Геленджик, Затоку — отстой)… И все — сквозь материально-финансовую призму. Даже люди, съездившие на Тибет, в первую очередь упоминают, во сколько им это обошлось и насколько там было комфортно, и только потом — какие духовные чакры они в себе открыли и какие кармы поправили.
Разговоры на иные темы — религия, мораль, философия — либо редкость, либо им также будет задан материалистичный, денежный вектор.
Вспоминаю неподдельное удивление стоящего на остановке джентльмена, когда тот услышал мой разговор с молоденькой коллегой о Ницше. А также вспоминаю уже свой восторг, когда довелось случайно услышать разговор по телефону мужчины, который почти в поэтических красках живописал своему абоненту о своих движениях души, своей ностальгии по дому, в котором он провел молодость. Надо признаться, что это было довольно непривычно.
Сегодня у большинства вся их жизнь вращается вокруг материальных, денежных полюсов. Отношения между Ним и Ней часто, явно или незаметно выстраиваются, как в передаче «Давай поженимся», где квартира в Москве и свой бизнес жениха идут в обмен на грудь третьего размера и важнее каких-то там чувств; дети воспитываются и учатся быть эффективными менеджерами и бизнесменами; а тот, кто умеет принести компании или стране максимальную финансовую прибыль, важнее идейных героев недавних времен.
Материальные ориентиры и ценности сами по себе ни плохи, ни хороши. Умение планировать свой бюджет, зарабатывать деньги, экономить и правильно тратить — скорее, качество положительное в современных реалиях. Ведь как ни крути, а хлеб с колбасой, лекарства, высшее образование, комфорт и уют сегодня имеют вполне конкретную цену. Или вообще качество нейтральное, никакое, с точки зрения философской. Но на мой взгляд, проблема здесь в том, что люди стали категоричными материалистами и финансистами во всем, сводя свои мысли, действия, свою жизнь к конечному материальному результату.
Материальным вопросам, финансовой успешности и состоятельности придаются чрезвычайные важность и значимость. А кто определяет их степень? Почему быть успешным финансово и материально — важнее, чем преуспеть в делах благотворительных, добрых, альтруистичных, не получить в конце (в качестве оценки, признания твоих потуг) заветный «зеленый» куш, или вообще перестать обращать внимание на деньги, пока их достаточно для куска хлеба и стакана чая?
Многие уже не способны выйти, вырваться за материальные рамки, в которые их втиснули и приучили жить и думать там, отчего и страдают, воспринимая этот мир ограниченно, через свою финансовую состоятельность или несостоятельность. И разум, понимание того, что жизнь может быть разнообразнее, шире материально-денежных отношений, уже неподвластна многим. Порадоваться чему-то, не несущему материальную составляющую, непросто.
Сегодня мы, несмотря на непрекращающиеся кризисы, потребляем больше, чем когда-либо. Даже наши квазинищие бабушки, с материальной точки зрения, живут лучше, чем в свои молодые годы. Сегодня даже самый дешевый, неквалифицированный труд оплачивается в мере, достаточной для того, чтобы, как минимум, прокормить себя и оплатить коммунальные услуги.
Но в это верится с трудом, так как широта выбора, множество возможностей и иной, более высокий, уровень потребления у наших соседей создают в нас иллюзию нашей неполноценности, того, что мы от жизни берем мало, а имеем право на большее.
Материя для большинства — альфа и омега. Начало и конец их недолгой, бессмысленной жизни, в материальных рамках радости потребления.
Что еще почитать по теме?
Общество потребления. В чем тщетность вещей?
Куда катится мир? Картинки общества потребления
Жизнь в обществе. Как малые группы влияют на наше бытие?