Причина такого праздника света — сразу два юбилея, пришедшиеся на 2009 год: 120-летие Эйфелевой башни и 90-летие начала производства автомобилей «Ситроен». И трехсотметровая башня, и автомобили с двойным шевроном на радиаторе уже давно стали символами Франции.
Совместное празднование двух этих событий совсем не случайно, как это может показаться на первый взгляд. Так уж получилось, что судьба «пастушки стада парижских мостов» (как называл башню поэт
Башню начали строить в 1887 году, за два года до открытия в Париже всемирной выставки. Толпы посетителей должны были проходить между ее опорами на территорию выставки, разместившейся на левом берегу Сены. Андре Ситроену было в это время девять лет. Он уже два года учился в лицее Кондорсе, лучшей средней школе Парижа. И как все его друзья-мальчишки, с интересом следил за ростом гигантского сооружения.
За год строители подняли башню до уровня первой смотровой площадки (58 м). Несмотря на то что вся конструкция должна была весить почти 7 тыс. тонн, она выглядела чрезвычайно легкой. Опоры башни, заглубленные в землю на 14 метров, оказывали на грунт давление не большее, чем оказывает нога человека. Между тем, они гарантировали устойчивость башни даже при самых сильных ветрах. Массивные стальные конструкции казались снизу узорчатыми кружевами. Благодаря этому, гигантские стальные арки создавали у зрителей впечатление могущества и стабильности, и вместе с тем звали в полет.
Десятилетний Андре видел ежедневную слаженную работу почти двух тысяч рабочих. На его глазах создавалась не очередная приманка для туристов, а символ нового века, когда наука и техника позволяют достичь небывалых высот. В прямом и переносном смысле. Наверное, тогда он выбрал для себя будущее инженера.
Через год, когда открылась Всемирная выставка, Андре в сопровождении своих старших братьев поднялся туда, за облака. И, конечно, побывал на выставке. Выставка посвящалась столетию революции 1789 года. Главной ее целью было прославление могущества французской промышленности, богатства французских колоний и доказательство того, что счастливый союз между промышленностью и искусствами гарантирует стране сотни лет процветания и величия. Ну, и прочему миру тоже, если он будет следовать в фарватере политики могучей Франции. Броненосца с флагштоком высотой в тысячу футов.
Центром выставки был величественный Дворец Промышленности. Здесь в Галерее Машин посетители увидели первые механические повозки
Основы автомобильной промышленности были заложены именно у подножья Эйфелевой башни, на всемирной выставке 1889 года. А одному из будущих командиров этой, еще не родившейся, отрасли было только одиннадцать лет, и пока он беззаботно гулял здесь, глазея на чудеса приближающейся эры торжества Разума.
Впрочем, эра торжества Разума завершилась в 1914 году Первой мировой войной. К тому времени Андре Ситроен закончил элитную политехническую школу и более десяти лет занимался предпринимательством. Его фабрика выпускала шестерни с V-образной формой зубьев, обеспечивающих передачу больших усилий без проскальзывания. Эмблемой фабрики Ситроена был знаменитый «двойной шеврон», перешедший впоследствии на радиаторы автомобилей.
По своей военной специальности лейтенант Андре Ситроен был артиллеристом. Война очень скоро стала изматывающей, позиционной. Французской армии катастрофически не хватало самых необходимых, шрапнельных, снарядов. В январе 1915 года Ситроен обращается в министерство обороны с письмом, предлагая за полгода построить предприятие по производству шрапнельных снарядов для самых распространенных во французской армии пушек калибром 75 мм. Место для завода было выбрано в районе набережной Жавель. Так состоялась вторая встреча Андре Ситроена с Эйфелевой башней. Уже ставшая знаменитой
К 15 июня 1915 года на поле, где в мирное время выращивали капусту для парижских рынков, появился завод, производивший сперва 1500 снарядов в день. Через два месяца ежедневная производительность завода достигла расчетной — 5000 снарядов. Через год месячное производство снарядов удвоилось. Шрапнельные снаряды поставлялись не только во французскую армию. Заводы Ситроена снабжали также и армию России.
В 1919 году бывшие снарядные заводы переключились на производство автомобилей. Подобно Г. Форду в США, Ситроен не был первым, кто начал производить автомобили. Но он первым в Европе организовал конвейерное производство автомобилей. Благодаря этому, цена на автомобиль драматически снизилась. Покупка автомобиля стала по карману среднему классу. К тому же, в отличие от конкурентов, Ситроен предлагал покупателям уже готовый к эксплуатации автомобиль. С пневматическими шинами, фарами, сигнальным гудком и электрическим стартером. Воплотился в жизнь лозунг, известный нам по «Золотому теленку»: «Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения».
Андре Ситроен был, конечно, талантливым инженером, но менеджером он был гениальным. Самый известный его
Интересный факт — Эйфелева башня отработала рекламным стендом компании Ситроена девять лет. И попала в книгу рекордов Гиннеса, как самая большая рекламная площадка в мире. Свет рекламы «Ситроена» был так ярок, что летчик Чарльз Линдберг, совершивший трансатлантический перелет из Нью-Йорка в Париж, при посадке ориентировался на светящуюся Эйфелеву башню.
Через 75 лет знаменитый рекламный ход основателя компании было решено повторить. Каждую ночь на протяжении трех месяцев производилось 12-минутное световое шоу на Эйфелевой башне. По одной минуте за десять лет, в течение которых «Железная мадам» высилась над Парижем.