Если говорить точнее, художники пишут картины, в которых запечатлевают моменты жизни самых разных людей, связанные с письмами. Самое известное в истории нашей страны письмо — которое по легенде было написано в 1676 г. кошевым атаманом И. Д. Сирко «со всем кошем запорожским» султану Османской империи Мухаммеду IV. Султан предлагал казакам сдаваться, казаки в своем послании его… послали.
Знаменитым письмо стало благодаря тому, что связанная с ним история очень заинтересовала знаменитого русского живописца И. Е. Репина (1844−1930), и в течение 1880−1891 гг. он создал картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Для центральных персонажей художник пригласил позировать киевского генерал-губернатора М. И. Драгомирова — атаман Сирко, историка Д. Т. Яворницкого — писарь, известного журналиста В. А. Гиляровского — смеющийся казак в белой папахе.
Картина произвела фурор на многих международных выставках, сегодня она хранится в Третьяковской галерее.
Спустя 120 лет после того, как И. Е. Репин приезжал на Кубань собирать материал для картины, в 2008 г. в Краснодаре
— по инициативе администрации — установили памятник знаменитой картине. Автор композиции — краснодарский скульптор Валерий Пчелин.
Сочинение еще одного коллективного письма запечатлел на своей картине В. Н. Яковлев (1893-I953) — народный художник РСФСР, лауреат двух Государственных премий. Картина называется «Старатели пишут письмо И. В. Сталину». Другой вариант названия — «Старатели пишут творцу Великой Конституции» (1937). Полотно пропагандистское, агитационное, какими должны были быть произведения соцреализма. Но, в то же время, картина правдивая: старатели не пишут, а безучастно присутствуют при написании письма. Так оно и было.
Совсем иначе представлены на полотнах русских художников письма, которые пишут простые люди друг другу. В. Е. Маковский (1846−1920), знаменитый мастер живописи русского жанра, для своих работ выбирал скромные сюжеты картин, изображал простых людей, повседневные события в такой же повседневной обстановке. Одна из его картин называется «Письмо» (1890 г.). Смотришь на нее и понимаешь, что в письме нет ничего экстраординарного — приветы, поклоны, рассказ о последних событиях. Все спокойно.
В картине легендарного русского художника В. В. Верещагина (1842−1904) «Письмо на Родину (Письмо матери)» (1901 г.) — обстановка совсем иная. Тяжело раненный воин диктует медицинской сестре письмо. Видно, что ему даже говорить трудно, и понятно, что он прощается. Эта весточка обрадует родных — жив! И встревожит их — ранен!
В 1917 г. В. Н. Пчелин (1869−1941), ученик И. Е. Репина, заслуженный художник Республики (1926), написал картину «Письмо с фронта». Вот это уже действительно последнее, прощальное послание: к чемодану, который доставили вместе с письмом, приторочена шашка. Воину она больше не понадобится…
Очень часто письмо от родного человека — это счастье. Такой миг запечатлел на своей картине «Письмо с фронта»А. И. Лактионов (1910−1972).
Письмо. Исписанный лист бумаги в конверте с адресами получателя и отправителя, с необходимыми штампами и пометками, иногда с вольными надписями вроде «Жду ответа, как соловей — лета». Такая обыденная вещь и такая незаменимая даже сегодня.