Приплыли. А куда?

Реклама

В нашем доме говорили «Приплыли!» С непередаваемой интонацией говорили, надо заметить… Правда, никогда не говорили: «Картина Репина «Приплыли». Зато говорили: «Картина Репина «Не ждали».

И ведь не то чтобы знали. Напротив, всегда казалось, что первое выражение какое-то жизненное, может быть, из «морских рассказов» или из так и не увиденного кино.

Но оказывается, существует устойчивое выражение: «Картина Репина «Приплыли». Картина, которой никогда не было.

История этого заблуждения известна. Ошибка произошла, когда на одной совместной выставке картина «Монахи. Не туда заехали» Льва Соловьева оказалась по соседству с полотнами Репина. Однозначно предполагается, что в массовом сознании одно с другим соединилось и превратилось в расхожую фразу «Картина Репина «Приплыли».

В сюжете картины — женская купальня в реке, кто-то уже разделся и зашел в воду. Река неширокая, но и в таких реках бывает сильное течение. Видимо, этим течением и принесло сюда лодку с монахами. Монахи несколько оторопевшие, немного испуганные, хотя глаз у старшего и не без любопытства, и не без лукавства. Одним словом, приплыли…

Реклама

А вот женщины как раз спокойны и деловиты.

В картине нет ни малейшего оттенка пошлости, ничего скабрезного, даже особой игривости не чувствуется — просто милая жанровая сценка на необычный сюжет, бытовое событие с элементом внезапности, поданное с мягким юмором. Но все же удивительно, что написал картину человек, который значительную часть жизни посвятил иконописи.

Реклама

Лев Григорьевич Соловьев (1837 — 1919 годы) родился в крестьянкой семье, в детстве пришлось работать: был и пастухом, и поводырем слепых, шил сапоги и красил фургоны. Почти всю жизнь русский художник провел в Воронежской области, за исключением 6 лет в Санкт-Петербурге во время учебы. В детстве он уже любил рисовать, но за неимением красок пользовался мелом и углем.

Способного мальчика заметили, он уехал в Воронеж, где работал в иконописной мастерской, далее отбыл в Санкт-Петербург, где стал вольнослушателем Академии художеств. Даже несколько раз успешно выставлялся, но предпочел покинуть столицу и вернуться в родные края.

Там он занялся тем, что любил — иконописью: выполнял заказы, преподавал в семинарии. Позже он открыл в городе Частные рисовальные классы, в которой уроки велись совершенно бесплатно. Именно у него учились знаменитые в будущем советский художник Александр Куприн, русско-французский художник Павел Шмаров и русско-югославская художница Елена Киселева.

Реклама

Хотя сам Лев Соловьев практически никуда не выезжал, он поддерживал дружеские отношения со всеми людьми, которые были ему интересны. Известна его дружба со знаменитым религиозным философом-футурологом, одним из основоположников русского космизма Николаем Федоровым. Последний писал о Соловьеве:

Реклама

Он как бы всех желает сделать рисующими, живописующими, как бы оживляющими, спасающими от смерти. Это человек не XIX, а XX века, …постоянно работающий для будущего.

Обидно, что сам Федоров не позволял себя рисовать, известен только один его портрет, сделанный тайком Леонидом Пастернаком — художником и отцом Бориса Пастернака. А ведь Лев Соловьев любил писать и портреты. Часть его работ сейчас находится в Третьяковской галерее и Русском музее, основное собрание в Сумском областном художественном музее (Украина) и на родине. Несколько картин погибло в войну при бомбежке Воронежа.

Кстати, у Андрея Тарковского в фильме «Андрей Рублев» есть сцена с языческим праздником Ивана Купалы. Там есть и обнаженные купающиеся в ночи, и сцена попытки соблазнения монаха. Тарковский был человеком с религиозным мироощущением, в каждой сцене у него заложены глубокие смыслы.

Реклама

На полотне Соловьева шутливая обыденность «нечаянной встречи», без скрытых смыслов. Хотя, возможно, какие-то настроения разночинной интеллигенции конца 19 века в России и отражает. А два мальчика на берегу и сейчас смотрят прямо на зрителя: а вы-то чего уставились?

Дай Бог, чтобы все наши «Приплыли!» были столь же невинны, полушутливы, чреваты только легким конфузом. Чтобы все наши патовые ситуации внезапно оборачивались комизмом, легким смущением, зардевшимися щеками. А уж куда мы приплыли, куда коварным течением занесло — разберемся потихоньку.

Реклама