Что демонстрирует выставка «Экспрессионизм в русском искусстве» в корпусе Бенуа?

Реклама
Грандмастер

Русский музей в корпусе Бенуа регулярно проводит выставки картин русских художников разных направлений и периодов творчества, представляя не только хорошо известные работы, но и те, что хранятся в запасниках музея или в других коллекциях. В октябре 2018 г. открылась очередная выставка.

Эта выставка состоит из 250 работ: живопись, графика и скульптуры, объединенные одним термином — экспрессионизм. Она дает возможность увидеть самое интересное, что создавалось в России в первую треть прошлого века, когда происходили трагические события: война, революция, изменение устоев общества, ожидание катастрофы. Конечно, это находило отражение в работах не только художников, но и во всех других областях творчества.

Реклама

После открытия выставки в отзывах и публикациях в Интернете высказывались разные мнения: относить ли все представленные работы к стилю экспрессионизма, или это что-то другое — модернизм, постмодернизм, кубизм, и т. д. Оставим споры профессионалам, а мне выставка доставила удовольствие и возможность сравнить живопись более известных нам импрессионистов конца ХIХ — начала ХХ века с малознакомым экспрессионизмом.

Художники-импрессионисты изображали сцены из реального мира, передавая свои впечатления от них. Они накладывали краски отдельными мазками и использовали контрастные тона — красный и зеленый, желтый и фиолетовый, оранжевый и голубой — на одном участке картины. И надо отойти на достаточное расстояние от полотна, чтобы воспринять целиком сюжет и впечатлиться.

Реклама

Творчество западных импрессионистов Огюста Ренуара и Клода Моне, Эдуарда Мане и Анри Матисса, Пабло Пикассо и Поля Гогена и других широко известно и представлено во многих музеях мира, в том числе и у нас в Эрмитаже.

В стиле импрессионизма работали и многие русские художники конца ХIХ, начала ХХ века: Константин Коровин, Валентин Серов, Игорь Грабарь, Зинаида Сереребрякова, Филипп Малявин, Константин Юон и другие. В России поначалу их работы подвергались резкой критике, но время расставило все по своим местам.

Работы художников-экспрессионистов сильно отличаются от их предшественников и по стилю письма, и по восприятию мира, по передаче настроения, чувств, переживаний. Экспрессионисты не только воспроизводят действительность, но и выражают своё эмоциональное состояние.

Реклама

Для выражения чувства раздражения, отвращения или тревоги они использовали угловатые, искорёженные линии, деформацию предметов, быстрые и грубые мазки, кричащий колорит, отдавали предпочтение контрастным цветам, чтобы усилить воздействие на зрителя и не оставить его равнодушным. На смену благостному спокойному периоду жизни конца ХIХ столетия пришли времена военных и революционных потрясений, и поэтому здесь мало красивых сюжетов, мало пейзажей, лирических портретов. Даже рамы на картинах в основном черные или темного цвета.

В экспозиции выставки представлено по несколько работ известных художников-экспрессионистов: Н. С. Гончаровой, М. Ф. Ларионова, В. В. Кандинского

Реклама
, М. З. Шагала, П. Н. Филонова, Б. Д. Григорьева, О. В. Розановой, И. И. Машкова, С. А Нагубникова, А. М. Гусятинского, С. В. Герасимова и других.

Все работы показать в статье невозможно, остановлюсь лишь на некоторых, наиболее понравившихся.

Реклама

В первую очередь — яркий портрет В. Э. Мейерхольда, написанный в 1916 году Борисом Дмитриевичем Григорьевым. Пожалуй, это самая яркая работа на выставке. Какой контраст красок и действия!

Реклама

Очень понравился портрет «Красный еврей» Марка Шагала, написанный в 1915 году, выразительный, реалистичный, он показывает усталого, побитого жизнью человека. И опять контраст черного и красного.

Здесь можно увидеть две небольшие работы В. В. Кандинского — «Мурнау. Летний Пейзаж» и «Импровизация», но ни та, ни другая меня не впечатлили.

Реклама

«Импровизация» — надо долго стоять и думать, что хотел показать художник…

Реклама

Есть несколько картин петербургских экспрессионистов на городскую тематику — например, «Невский ночью. Извозчик» (1923 г.), автор Рудольф Рудольфович Френц.

Реклама

И «Летняя ночь за Нарвской заставой» (автопортрет), 1923 г., художник Семен Андреевич Павлов.

Реклама

Очень трогательна и печальна картина «Музыканты» художника Николая Ивановича Дормидонтова (1931−1934 гг.) Зима, по заснеженной деревенской улице идут, вероятно, отработав где-то, старик-музыкант с барабаном за спиной и подросток-инвалид, с ними собака. И задний фон — тоже безрадостный.

Реклама

Оригинальны два женских портрета. «Цыганка» Святослава Нагубникова (1910−11 гг.) — усталая, с задумчивым взглядом.

Реклама

И уличная девица «Катька» Владимира Васильевича Лебедева (1918 г.), готовая на всё, разбитная, нарумянены щеки, приподнята юбка, в глазах ожидание.

Реклама

Обе примерно из одного времени, трудного, непонятного. Какое время, такие и портреты.

Оригинальны работы талантливой художницы Натальи Сергеевны Гончаровой — четыре Евангелиста, выполненные в разных цветах: синий, красный, серый и зеленый.

Реклама

И «Прачки».

Работы совершенно разноплановые, но что-то их объединяет. Возможно, цветовая гамма? Мне они понравились, особенно Евангелисты.

Что касается графики и скульптур — этих работ мало, они не произвели особого впечатления.

Такие выставки бывают нечасто, и чтобы иметь представление об отечественном экспрессионизме, стоит посетить выставку «Экспрессионизм в русском искусстве».

Реклама