Сможет ли человечество справиться с мусором?

Реклама
Грандмастер

Наверное, любой изобретатель будет утверждать, что изначально он хочет сделать жизнь человечества проще, удобнее, а уж потом задумывается о собственной выгоде. Так это или нет, точно сказать нельзя. Однако за последние столетия люди много чего понаизобретали. И, к сожалению, все эти изобретения сопровождались появлением значительного количества мусора.

Эта проблема стала особенно актуальной для развитых в экономическом отношении стран.

В Германии в начале 90-х годов ХХ столетия провели специальное исследование по поводу мусора и его состава. Картина, мягко говоря, получилась безрадостная.

Выяснилось, что только в одной Германии в те годы на свалку отправлялось почти два миллиона телевизоров, 40 миллионов мелких электрических инструментов, 90 миллионов лампочек дневного света, три миллиона единиц больших электроинструментов и прочая вредная техническая мелочь.

А в Англии, например, в простой уличной пыли нашли… платину. Немного, конечно, 33 грамма на одну тонну уличной пыли. И берётся эта платина из автомобильных катализаторов, которые устанавливаются как раз для того, чтобы сократить вредные выхлопы в атмосферу. Вот такой вот побочный эффект от научно-технического прогресса.

Реклама

Если вернуться в Германию, то пример этой страны будет показателен в плане снижения мусорной нагрузки на планету.

Реклама

Поначалу там мусор особо не перерабатывали, но потом появились точные данные по количеству ценных элементов во вторичном сырье.

  • Цифры тут были такие: одна тонна лома из печатных электронных плат (которых уже тогда скопилось превеликое множество) могла дать примерно 200 кг меди, 50 г палладия, 500 г золота, 1 кг серебра и почти 80 кг железа. Причём эти цифры могут быть и больше.

И работа по утилизации, что называется, завертелась. При сильной поддержке государства. К 1994 году в Германии существовало около 300 различных предприятий (малых, средних и больших) по переработке мусора и его дальнейшему использованию.

Ясное дело, не обошлось без проблем. Как же без этого?

Сначала появились проекты по использованию роботов для сортировки электронного мусора. А что? Раз роботы быстро устанавливают всякую начинку на платы и собирают приборы, то разумно было бы их использовать при сортировке, то есть при обратном сборке процессе.

Реклама

Однако на практике выяснилось, что одних только пластических материалов (пластмасс) в новомодных электроприборах содержится почти сто видов! А ещё есть отдельные электронные компоненты, каждый из которых содержит те или иные вредные вещества. И получилось так, что роботы вроде как могут перебирать отходы, но делают при этом довольно много ошибок.

Реклама

В общем, при сортировке мусора до сих пор используется много ручного труда, но качество процесса при этом выигрывает.

Некоторые электронные компоненты пока очень вредно перерабатывать.

Так до 1985 года при производстве конденсаторов использовались в качестве диэлектрика очень вредные полихлорированные дифенилы. Поэтому упомянутые конденсаторы собирали в специальные стальные бочки, каковые складировали в специальных бункерах. Там они дожидались момента, когда их можно было бы утилизировать с наименьшим вредом для окружающей среды.

Большую головную боль доставляли в своё время кинескопы сломанных телевизоров. Как известно, в таких деталях стекло покрывали свинцом, дабы снизить вредное влияние излучения на зрителя. Поэтому просто так кинескопы нельзя выбрасывать в мусор, их следует перерабатывать специальным образом.

Реклама

Сейчас, конечно, таких телевизоров всё меньше и меньше. Однако новые их собратья тоже далеко не идеальны в экологическом смысле, поэтому многие инженеры работают над процессом безопасного уничтожения уже жидкокристаллических мониторов.

Реклама

Во всём этом есть и приятные моменты. Так, когда экологические проблемы стали весьма острыми, компания «Мерседес» стала производить внутренние дверные панели из волокон льна и сизаля. Конечно, волокна сначала прессуют, чтобы получить необходимую прочность, а уж потом пускают в дело.

Более того, упомянутый автопроизводитель хочет для своих нужд всё шире использовать волокна бананов и кокосовых орехов.

Так что есть надежда, что через несколько десятилетий мусора на Земле будет значительно меньше.

Реклама