Малообразованные слои искренне считают, что революция решит все их проблемы с заработной платой, пенсиями и поднимет уровень жизни. Представители творческой интеллигенции часто просто за свободу от любой власти, анархию и большее число способов самовыражения. А молодежь часто идет на баррикады из чувства протеста по причине возраста и неопытности, несогласия со всякой властью, которая «всегда является насилием».
Любая революция, будь то государственный переворот или просто давление на местные власти подать в отставку делается на внушении и инспирировании, вдохновении народных масс. Внушении определенным слоям чувства неполноценности, национальной, социальной или другой ущербности по причине их нынешнего положения, вызванного «неправильной» политикой государства, властей — всегда кем-то другим, кто у руля, но никогда ими самими, и обещании обязательно исправить это положение, как только власть будет поменяна, народ совершит революцию, свергнет диктатора или просто поменяет неугодное управление на предложенное ему, которое (как он будет считать) выбирает сам.
Что касается малообразованных и редко критически и аналитически мыслящих масс населения, то, как правило, это самые внушаемые слои граждан: дети и подростки, молодые женщины, рабочие и крестьяне, занятые зарабатыванием средств на жизнь. У них нет времени на какую-либо вдумчивую мыслительную деятельность, и они еще недавно верили тому, что им показывали по телевизору и писали в газетах, а сегодня верят в то, что им преподносится в Интернете. А также это часть экзальтированной творческой интеллигенции.
Интернет, заменивший телевизор и еще недавно альтернативный источник информации, на сегодняшний день во многом стал таким же телевизором, с его соцсетями, банящими «нетолерантные мнения» и поставляющими нужный контент, либеральными, существующими на западные деньги телеграм-каналами с предвзятой — как правило, противогосударственной направленности — фильтруемой информацией.
За редким исключением, эти слои во все времена находятся в тихой оппозиции любой власти, искренне считая, что в их неспособности зарабатывать больше или жить лучше виноваты власти, но не они сами. И ненавидят они власти за то, что сами к власти не допущены или допущены недостаточно, по их мнению.
Другой многочисленной группой населения, почти всегда находящейся в оппозиции любой власти, является молодежь. И дело здесь не столько во внешних причинах, какими бы объективными они ни были, сколько в причинах внутренних: самой природе молодых людей, естественно и за недостатком жизненного опыта находящихся в извечном конфликте «отцов и детей». Власть — это «отцы», молодежь — это «дети», которым сам бог велел бороться против всего, что ассоциируется с понятием отцов, родителей и замшелого прошлого. «Мы так жить не хотим, у нас-то все будет иначе!» — лозунг молодежи всех времен.
Молодежь проще людей более зрелого возраста инспирируется на любого рода противоправные и оппозиционные действия, часто опять по тому же самому принципу «отморозить назло маме уши» и набить собственных шишек, прочувствовать все через свой опыт. Как молоденькая женщина, которой обещаны вечная любовь и романтика, молодежь:
- следует лозунгам (чем глобальнее и идеалистичнее, тем лучше);
- легче идет на физическое противодействие и столкновения, потому что механизм страха смерти, боли и критических последствий еще не развит («чувство бога», когда ты, как под наркотиком, кажешься сам себе неуязвимым и сверхсильным);
- более подвержена вербальному внушению, зомбированию, особенно, когда оно исходит от кумиров, современников и ролевых моделей (даже если эти ролевые модели — совсем не образцы интеллекта и каких-либо умственных дедукций, вроде Чака Норриса или новоявленных кумиров вроде вчерашних людей из народа без плана действий, вынесенных волной случая и народной любви на поверхность; здесь достаточно громкого имени или сияющего на глянцевой обложке образа).Реклама
Как правило, не имея никакого более-менее весомого жизненного опыта, кроме теоретического или офисно-оранжерейного, молодые люди идеализируют и переоценивают свои способности. Им свойственно преисполняться самоуверенности и уверенности в своих силах, в том, что они-то все сделают лучше, проще и быстрее. Каждому поколению кажется, что оно уникально, его опыты единичны и жить оно будет тоже по-своему.
Идеализация революции и перемен — как романтического (бескровного, мирного
Зашкаливающая эмоциональность, категоричность, неприятие иных, даже умеренных, позиций и мнений, одностороннее, несамокритичное «Не виноватая я, он сам пришел» и «Кто не с нами, тот против нас!» и такое незрелое и безответственное
Aurea mediocritas, «золотая середина», умеренность и некатегоричность, когда есть разбор и признание своих ошибок, вины и незнания, ответственность за других, не свойственны, а часто упрямо отрицаемы молодостью, говорят о такой ментальной незрелости.
Молодые люди часто лишены критического мышления и искренне не допускают, что перемены могут быть негативными (чаще именно так и бывает), что «демократия» — это термин не только исключительно положительный, а «диктатура» бывает «хорошей» — разной… Многим невдомек, что, например, Сингапур и Ю. Корея начинались с жесткой, по азиатскому сценарию, диктатуры — это диктаторские государства. Невдомек, что может быть шведский социализм, а «первая демократия мира» США — как раз жесткое полицейское государство с наивысшим числом заключенных и смертной казнью, сегодня так же кроваво подавляющее протесты своих протестующих, которые тоже за демократию и еще сами не знают за что.
Наполеонов принцип «Главное, ввязаться в бой, а там посмотрим», коммунистический «Сломать, а потом построить» — это принципы не только современной молодежи, позволяющей успешно вовлекать ее в разного рода авантюры и революции. Молодежи, не помнящей «лихие 90-е» и выросшей на пусть небогатом, но готовом, не идеально, но все же обустроенном для них теми самыми вчерашними лидерами и кумирами, их родителями, которых она сегодня ожесточенно стремится снести. Волчата, пожирающие свою старую мать-волчицу, вскормленные ее же молоком, потому что молоко, как выяснилось, было недостаточно жирным, в логове недостаточно теплом, по ту сторону забора, где трава оказалась не такой зеленой.
Только вопросы «А что потом?» и «Что и как будем делать?» пока не приходят в эти молодые головы, в которых гуляет ветер перемен.
И по всему сему молодежь — это всегда прекрасный материал, идеологический пластилин для любого рода революций и переворотов, который разжигатели революций просто обязаны использовать в своей борьбе.