Как привлекали в ряды камикадзе молодежь Японии во Вторую мировую войну?

Реклама

На войне, как на войне, используются все возможные способы одолеть противника. Как ни крути, это осознанное убийство. Но история знает случаи, когда командование приносило в жертву большое количество солдат, которые становились заложниками правительственной идеологии. Одним из ярчайших примеров этого являлись японские отряды камикадзе, которые участвовали во Второй мировой войне.

Недавно мне на глаза попалась книга «Камикадзе. „Божественный ветер“ в истории Японии», автором которой является А. Спеваковский — доктор исторических наук, этнограф, преподающий в институте города Отару (Япония). В ней прослеживаются веяния самопожертвования во имя Императора с древних времен до капитуляции Японии во Второй мировой. А мне хотелось бы остановиться на некоторых видах отрядов камикадзе, о которых упоминается в этой книге.

Адмирал Ониси Тацудзиро считается создателем отрядов смертников. Он утверждал, что такой способ ведения войны приведет к победе над американскими войсками на Тихом океане. Хотя впервые отряд моряков-смертников был применен еще в Русско-японскую войну. Тогда добровольцы вели старые суда с взрывчаткой в гавань Порт-Артура, чтобы там их взорвать и блокировать русские корабли.

Реклама

Как правило, в печати упоминаются воздушные тараны и пикирование морской авиации, управляемой камикадзе, на корабли противника с целью их потопления. Но фантазиям японских военных конструкторов не было предела.

Для потопления вражеских судов были сконструированы самолеты-снаряды «Ока» («Цветы вишни»). Это были монопланы из дерева и металла, длиной 6 м и с размахом крыльев 5 м. Снарядами управляли летчики-смертники. На борту имелись бомбы весом около 2000 кг. После отстрела от самолетов-носителей снаряды при пике развивали скорость около 1040 км/ч, что позволяло уйти от истребителей противника и достичь цели.

Реклама

Человеко-торпеды «Кайтан» (дословно «Восстановление сил после удара») имели длину 15 м, были начинены 1,5 т взрывчатки и развивали скорость 30 узлов. Устройства были оснащены катапультой. Цель обнаруживалась с помощью перископа, и на расстоянии не более 100 м смертник приводил в действие заряд, после чего мог катапультироваться. Но средством спасения никто не пользовался, т.к. был риск, что без управления торпеда могла сбиться с курса. Такие торпеды переправляли специальные подводные лодки по 4−6 штук.

Реклама

Катера со смертниками «Синьё» («Потрясение океана») и «Марурэ» были изготовлены из дерева. Их длина составляла 6 м, водоизмещение 1,4 т, они развивали скорость 23 узла. На борту имелись глубинные бомбы по 300 кг или взрывчатка. Локаторы противника легко их засекали еще на дальнем расстоянии и уничтожали артиллерией.

Реклама

Подводные лодки-малютки «Корю» («Дракон») и «Кайрю» («Морской дракон») управлялись двумя смертниками и развивали скорость 16 узлов. Радиус действия был 1000 миль.

Человеко-мины «Фукурю» («Драконы подводного грота») выполняли диверсионную работу. Они скрытно подплывали к корпусу вражеского судна и подрывались вместе с ним.

По словам автора книги, уникальной разработкой того времени были гидросамолеты «Сейран» («Горный туман»), базирующиеся по 4 шт. на борту гигантских подводных лодок «Сентоку» водоизмещением 4100−6500 тонн, которые за размеры прозвали «мамонтами». Самолеты, управлявшиеся пилотами-смертниками, взлетали по специальным направляющим сразу после всплытия лодки. Кстати, размеры лодок-носителей впоследствии смогли превзойти только атомные подводные корабли.

Реклама

Первые отряды смертников формировались из добровольцев. Но потом, когда аппетиты военного командования разыгрались, в отряды призывали даже 15−16-летних мальчиков. Многие из таких пилотов практически умели только взлетать. Но командованию это было только на руку.

Возникает вопрос: как сотни людей решили осознанно идти на смерть в расцвете сил? Все дело в религии Синто. Ее представители внушали японцам с детских лет, что люди, отдавшие свои жизни за Императора, после смерти становились богами, живущими в храме Ясукуни.

Реклама

Такая агитация повышала градус патриотизма как в войсках, так и среди мирного населения. Только вот, чувствуя дыхание поражения, японское командование зарвалось. Добровольческие отряды самоубийц переросли в машину по убийству японского молодого поколения, требующую все больше жертв.

Акт о безоговорочной капитуляции, подписанный представителями Японии 2 сентября 1945 года, «отрезвил» военное руководство. Только тогда палачи, отправлявшие сотни воинов на верную смерть, пришли в себя и поняли, что теперь их руки будут в крови до конца дней. Совесть их, наконец, проснулась. Так адмирал Ониси, претворивший идею «божественного ветра» в жизнь, совершил ритуальное самоубийство. А вице-адмирал Угаки отправился в последний полет вслед за летчиками-камикадзе, погибшими по его вине.

Реклама

А. Спеваковский отмечает в своей книге, что и в самой Японии отношение к камикадзе неоднозначное. Был период, когда их покрывали позором. Но большинством японцев эти воины почитаются как национальные герои. Автору книги довелось пообщаться с одним из бывших военных летчиков, Хамадзоно Сигёси, который был обречен на смерть, но чудом выжил.

А в 2007 году в Японии вышел фильм о камикадзе «За тех, кого мы любим». В нем рассказывается о последних днях жизни обреченных молодых людей. В центре сюжета реальная история простой японской женщины Симахамы Томэ, которая по мере сил ухаживала за ними, за что они называли ее матерью камикадзе.

Реклама

На каждой войне есть место самопожертвованию, когда человек ценой своей жизни исполняет долг перед Родиной. Но, наверное, это нелегкое решение он должен принять добровольно. Самопожертвование не должно перерастать в массовые самоубийства. Если бы 2 сентября 1945 года власти Японии не подписали Акт о безоговорочной капитуляции, то возможно, зарвавшееся военное командование могло бы истребить все молодое поколение Страны восходящего солнца.

Реклама