«Я в шоке! Цены снова выросли! „Коммуналку“ повысили, мясо уже забыли, когда в последний раз ели, „молочка“ снова подорожала! Зарплаты стоят на месте, а цены на все растут! Как жить, я не знаю!» — из разговора на остановке, в очереди, в поликлинике, между двумя соседками… Везде. Сегодня и вчера.
Жизнь тяжела, правительство и чиновники воруют, народ нищает… пенсии маленькие, зарплаты низкие, все плохо…
Этот «плач Ярославны», стон, что песней у нас зовется, слышен отовсюду. Из рабочих районов, из офисных опен-спейсов, на скамейках, в толпе. Народ искренне и железобетонно убежден в том, что цены постоянно растут, инфляция не дремлет и в нашей жизни все хуже некуда.
Между тем мне видится несколько иная картина. Хотя, скорее всего, это по причине моего плохого зрения и тройки по математике в старших классах средней школы — не буду спорить, что я живу в другом измерении. И все же…
Цены растут не на все и не всегда. И вот почему…
Во-первых, растут цены в национальной валюте (рубле) по понятной причине ее обесценивания. Здесь претензий нет. Но если вы сравните цены в «вечном» долларе, вы увидите, что на многие продукты они держатся на уровне, который был 2−3 года назад, как минимум.
Во-вторых, в стране (или странах) появилось и продолжает появляться множество новых производителей разной продукции и конкуренция между ними только усиливается, а это значит, производитель и продавец вынуждены цены регулировать — сбрасывать, дабы удержать своего покупателя, который в первую очередь смотрит именно на низкую цену, а не на высокое качество.
Такая борьба, к сожалению, всегда происходит за счет снижения качества продукта, удешевления его производства. Но факт налицо: появилось множество производителей и реализаторов, сбывающих продукцию дешевле, чем раньше.
В-третьих, продукция не может только дорожать, так как происходит процесс оптимизации и ускорения её производства. Простыми словами, вчера требовалось больше сил, ресурсов и времени, чем требуется сегодня, за счет оптимизации и модернизации производства.
Все это — более совершенные методы производства, все время появляющиеся новые производители и реализаторы, ускорение и модернизация производств, растущая конкуренция за счет качества сырья и продукции, а также покупатель, чья покупательская способность не растет, а падает или остается на прежнем уровне, — не способствует постоянному
Также на потребительском уровне я вижу довольно неоднородную картину.
Ноутбук, который год-два тому стоил 1000 долл., сегодня стоит 700−800 (причем имеет массу новых «примочек» и «наворотов»). За счет массовости и оптимизации производства, а также конкурентов-производителей и реализаторов.
Новый автомобиль, за который вчера надо было выложить 10 кусков, сегодня обходится в 7−8−9. Снова: авто уже производятся под боком, а не в Японии или Германии. Но именно за счет переноса производств в страны-покупатели этой продукции и удешевления рабочей силы, а также удешевления сырья, частей
Предметы одежды — вообще отдельная тема. Куда бы я ни ехал, везде я вижу новые и новые магазины, предлагающие огромный ассортимент самого разного барахла, на любой вкус, в основном по демпинговым или совсем невысоким расценкам.
Например, я никогда раньше не видел, чтобы обувь продавали навалом в сетках, как когда-то продавали арбузы, и по «10 долл. за пару» в эквиваленте. Также еще лет десять тому мало кто покупал по 2−3 пары обуви, что многие могут позволить себе сегодня. Или не видел, чтобы тенниски, поло и рубашки стоили 5−6 долл., а джинсы — всего 12−13 долл.
Розничные сети турецкого и китайского ширпотреба, вроде Waikiki, DeFacto
Я не помню, чтобы одежда, даже на оптовых рынках, раньше стоила так дешево.
Также появились магазинчики по американскому образцу «1dollar» — у нас «все по 2 рубля» —
Конечно, такое удешевление почти всегда происходит за счет снижения качества, и это отдельная, «плачевная» тема. Но ассортимент огромный, а цены — ниже еще не было.
Также года два тому упали цены на недвижимость и пока остаются с совсем незначительным приростом.
Как человек из другого измерения, но с планеты Земля, я вижу вокруг множество возможностей и обывательских радостей, привязанных к приобретению и потреблению разного рода продуктов. И что цены не только постоянно растут, но и падают или остаются примерно на прежнем уровне.