Производство вина в Германии, как и повсюду в Европе, регулируется специальным законом о вине. В отличие от большинства европейских стран, в Германии нет четкой региональной классификации вин — упор здесь сделан на качественные характеристики:
- Deutscher Tafelwein — столовые вина из сортов винограда, произрастающих в Германии — простые, свежие и недорогие;
- Landwein — местные вина (обычно сухие), производящиеся в одном их 17 винодельческих регионов страны (название которого указывается на этикетке) из более зрелого винограда и по более строгим стандартам;Реклама
- Qualitatswein bestimmer Anbaugebiete (QbA) — высококачественные, но не слишком дорогие вина определенных винодельческих областей — марочные вина одного из 13 разрешенных регионов Германии. К этой категории относится большинство известных нам немецких вин, такие как Liebfraumilch («Молоко любимой женщины») или, к примеру, Schwarze Katze («Черный кот»).
- Qualitatswein mit Pradikat (QmP) — высококачественные определенной зрелости, исключительно качественные марочные вина, изготавливаемые по очень жестким критериям, контролируемые с немецкой педантичностью, поэтому QmP на этикетке — гарантия действительно хорошего напитка в бутылке. В этих винах содержится натуральный виноградный сахар, поскольку добавление искусственного сахара запрещено.Реклама
Кроме того, немецкие вина подразделяются по степени зрелости винограда в период сбора урожая, определяемую по уровню содержания в нем сахара. Эта классификация интересна и заслуживает внимания. Итак, в зависимости от срока сбора винограда выделяют:
- Kabinett — сухие и полусухие легкие вина из полностью зрелого винограда — идеальный аперитив.
- Spatlese — вина «позднего сбора» — изготавливаются из винограда, собранного через неделю после начала общего сбора. Они также сухие и полусухие, но обладают более интенсивным вкусом.
- Auslese — «из отборного винограда» — вина из отобранных вручную наиболее спелых ягод урожая. Эти вина с тонким букетом и благородным вкусом, сухие, полусухие и сладкие (как правило, нуждаются в выдержке).Реклама
- Beerenauslese — «отобранные по ягодке» — сладкие десертные вина из перезрелых ягод с мощным вкусом и ароматом.
- Trockenbeerenauslese (TBA) — «отбор заизюмленных ягод» — очень редкие, очень сладкие и концентрированные «медовые» вина.
- Eiswein — раритетные вина из ягод, собранных после первых заморозков — чрезвычайно сладкие и долгоживущие.
В качестве примера немецких вин могу привести белое сухое KONIGSMOSEL Riesling (рислинг с интенсивным ароматом цитрусовых и тропических фруктов — к сырам и салатам) и белое сладкое Ume Pflaume DR. ZENZEN (ароматный напиток на основе белого вина и сливового экстракта сорта «ума» — хорош как аперитив).
В целом немецкие вина (ну, по крайней мере, на мой взгляд), как и немецкий шоколад — добротные, качественные и полностью соответствуют стандарту «Квадратиш-Практиш-Гут!».
Практически то же самое можно сказать о винах Австрии. Наиболее типичные представители австрийского виноделия: красное сухое Blaufrankisch Prestige LENZ MOZER (рубиново-фиолетовое вино с ароматом фруктов и ванили, с кислинкой — к дичи и пахучим сырам), белое сухое Grüner Vetliner Prestige LENZ MOZER (зеленоватое вино с запахом и вкусом пряностей и перечной нотой — к рыбе, птице и сыру) и белое сладкое Eiswein Elfenhof («ледяное вино эльфов», охлажденное до 5−8°С, оно прекрасно дополняет десерты).
Португальские вина похожи по стилю на испанские. В отечественных супермаркетах мне удалось найти белое сухое MATEUS (молодое вино с ароматом фруктов — в самый раз для аперитива) и красное вино ARISTOCRATA.
А вот венгерские вина по праву можно считать наиболее интересными из европейских после трех китов — Франции, Испании и Италии. Или даже не после, а наряду с ними. Кстати, вина Венгрии близки нашему отечественному вкусу в силу созвучности с давно привычными для нас винами Молдовы. Это, конечно, знаменитая Kadarka (терпкая, бархатистая, с ароматом черной смородины — к птице, телятине, сырам и несладким закускам), а также красные сухие Szigetcsepi Cuvee (насыщенное вино к дичи и мясу — из старинного винодельческого региона, ранее бывшего собственностью венгерских королей) и Kekfrankos Szigetvin (легкое, пряное вино с берегов реки Тисы). Подают их слегка охлажденными, градусов до 16−18. О белых венгерских я никогда не слышала, но, возможно, просто в силу неподготовленности: в конце концов, я — не сомелье.
Также славятся болгарские вина: прекрасно всем известная белая полусладкая Тамянка Frakia (светлое вино к десертам и фруктам), а также красные сухие Kadarka Frakia (свежее вино к фруктам и сырам), Merlot Augusta (темно-рубиновое, с ароматом пряностей и фруктов — к мясу и лесной дичи), Cabernet Sauvignon TRAIANA (мягкое вино с ароматом спелых фруктов), Tcherga (ей-богу, не знаю, как это переводится с болгарского, но по-украински «черга» — это «очередь». Название забавное, а вино — отличное, рубинового цвета с интенсивным ягодным ароматом, достаточно универсальное — и к мясу, и к дичи, и к сырам, и к холодным закускам).
И, наконец, красное полусладкое «Шепот Монаха» (ассабмляжное ароматное рубиновое вино). «Шепот Монаха» — вино из лучших сортов винограда Франции, изготовленное также по французской технологии, однако производимое в Болгарии. А вот название его наиболее растиражировано в России и эксплуатируется нашими виноделами-соотечественниками и в хвост, и в гриву. Ах, каких только вариаций «Монаха» не встречала я на российских и украинских прилавках: «Душа Монаха», «Кровь Монаха», «Сердце Монаха» — и я всегда с содроганием жду, какая же еще часть несчастного монаха будет предложена потребителю изобретательными торговцами вином…
Собственно, теперь мы знаем о винах Европы достаточно, чтобы иметь возможность выбрать напиток для любого случая, настроения и к любому блюду. Как водится, напомню, что «чрезмерное употребление спиртных напитков вредит вашему здоровью», однако хотелось бы подчеркнуть, что вино — штука гурманская, она создана для того, чтобы смаковать, а не напиваться. Напиться быстрее, дешевле и, главное, честнее — водкой. Но это уже совсем другая история, и я вам ее не расскажу, ибо водку не пью и, стало быть, знаю о ней мало.