Как в СССР появился автомобиль «Жигули»?

Реклама
Грандмастер

Часть 1

«Жигули» в 1970 году стали прорывом для жителей СССР. Если до запуска автозавода в Тольятти легковых автомашин на дорогах и улицах городов страны было очень мало, то новый завод стал сразу производить их больше, чем все «старые» автозаводы страны вместе взятые. И круглоглазые «копеечки», ВАЗ-2101, как-то разом появились почти везде, где были дороги.

Технически в истории автомобиля все ясно. Руководство СССР, а точнее А. Н. Косыгин, видя наличие в стране огромного количества «неприкаянных» денег на счетах граждан страны в сберкассах и, что еще хуже — в «кубышках», задумал решить эту проблему посредством усиления автомобилизации населения. По дорогам страны уже давно бегали и «Запорожцы» — «мыльницы» ЗАЗ-966, сделанные из немецкого NSU Prinz IV, «броневички» ЗАЗ-965, сделанные на базе Fiat-500, «Победы» (в девичестве — «Опель-капитан»), различные «Москвичи», выросшие из «Опель-Кадет» («Москвич-401» и «Москвич-412»), «Волга» ГАЗ-21, скопированная с американского Ford Mailine.

Все эти машины, от «Запорожца» до «Волги», требовали регулярного технического обслуживания — и делать его должны были люди с опытом работы. Ну,

Реклама
автолюбители тогда были или хорошо знакомы с автомеханиками, или им самим приходилось быть автомеханиками. Такое положение дел сильно мешало массовой автомобилизации.

В 1966 году СССР сумел договориться с итальянской фирмой «Фиат» о постройке нового завода по производству современных легковых автомобилей. За образец стороны согласились взять Fiat-124, модель, получившую в 1967 году титул «Автомобиль года» в Европе.

Реклама

Специально для реалий СССР автомобиль был модифицирован: ему поставили задние тормоза барабанного типа и укрепили кузов, была усилена подвеска, улучшено сцепление, увеличен клиренс автомобиля (дорожный просвет, дороги у нас — далеко не такие, как в Италии). Кроме этого был изменен салон, добавлена автомобильная печка, сиденья стало возможно разложить, превратив салон автомобиля в спальню на два взрослых спальных места.

Самые первые машины, еще из итальянских деталей, были произведены 19 апреля 1970 года. При этом рекламная кампания началась с конца 1969 года, а серийный выпуск советских автомобилей, уже из деталей, произведенных в СССР, начался 9 сентября 1970 года.

Реклама

Уже в 1971 году на ВАЗе было произведено 176.345 автомобилей. Дальше — больше. «Жигули» были многочисленны и неутомимы.

Реклама

В нашей семье личный автомобиль появился в 1968 году, это была «мыльница», или «ушастый», «Запорожец» ЗАЗ-966М. С комфортом в нем ездили двое взрослых и двое детей, нашей семье его вполне хватало.

Для покупки автомобиля родители довольно сильно влезли в долги. На ходу он был весьма громок: в двигающейся машине, чтобы поговорить, надо было повышать голос. Максимум скорости, что из него можно было выжать — 90 км/час. Мы отлично катались по округе, недалеко от дома, ездили по грибы, папа по субботам возил нас иногда в Москву.

В самом конце 1969 года папе пришло в голову сменить автомобиль (а ведь мы еще и с долгами за «Запорожец» не рассчитались) — в журнале «За рулем» он прочитал, что в Новом году начнется производство и продажа ВАЗ-2101. Новой машины, созданной на базе настоящей европейской машины, с мощным мотором, хорошей проходимостью, автомобиля, в котором можно будет совершать дальние поездки.

Реклама

Отец продал наш «Запорожец», благо наездили мы в нем очень немного, взял в долг у друзей еще денег — и весной 1970 года купил свеженькую «копеечку», которую так тогда еще не называли.

По правде сказать, «Запорожец», хотя он и был на 2000 рублей дешевле, купить было намного сложнее, чем первые «Жигули» в начале лета 1970 года. Чтобы купить «запор», мы стояли в очереди лет пять, а ВАЗ-2101 тогда, поначалу, можно было запросто купить в Москве, в автомагазине. Люди еще выжидали, хотели на чужом примере посмотреть — что это за зверь такой, этот ВАЗ.

Реклама

Наша машина имела номер шасси и двигателя в первой тысяче. Сейчас точно не помню, но, кажется, номер двигателя (на табличке под капотом) был 00000321 или что-то около того.

В отличие от «Запорожца», в салоне во время езды было очень тихо, казалось, что двигатель не работает, а тихо мурлычет где-то вдалеке. Сиденья на ночь раскладывались, и тогда весь салон превращался в пару спальных мест (рукоятка переключения передач мешала сделать одно, но очень широкое спальное место).

Вскоре оказалось, что нам очень повезло — машина, собранная из итальянских деталей работала безукоризненно. Папины коллеги по работе, попробовав покататься на нашей машине, рванули сначала в сберкассу за деньгами, а потом в магазин за «Жигулями». Увы, им уже достались первые машины, сделанные из наших родных деталей. У нескольких десятков тысяч автомашин после очень недолгой эксплуатации загудел распредвал… Целая партия автомобилей несколько месяцев ремонтировалась по гарантии в мастерских АвтоВАЗа.

Реклама

Наши автолюбители эпохи Брежнева были сплоченной кастой, которую я бы назвал «свидетелями гаража». Правило тогда такое было: коли купил машину, значит, обязательно нужен гараж, ведь хранить машину без него было невозможно.

Реклама

Простые, как валенок, воры снимали дворники, если водитель, уходя, сам их не снял. Легко и просто могли снять колеса. Снимали даже лобовые стекла — они тогда были в дефиците. Во избежание последнего можно было в некоторых мастерских заказать гравировку на лобовухе, где-нибудь сверху и сбоку, в уголке — номер шасси автомобиля. В таком случае кража теряла смысл, ибо каждый потенциальный покупатель понимал, что стекло ворованное, и первый гаишник, который сравнит номер, указанный в правах и гравированный на стекле — потащит его за цугундер в милицию.

Итак, масса народу стали владельцами новеньких автомобилей ВАЗ. Что последовало вслед за этим — узнаете во второй части.

Продолжение следует…

Реклама