Что такое маскот?

Реклама
Грандмастер

Интересные факты из истории автомобилей

В начале эпохи автомобилизма в моду вошли украшения, которые называли маскотами — от французского слова mascotte, что означает «талисман». Маскоты были маленькими красивыми фигурками для украшения передней части капота. Поэтому по-английски их называли: «Hood Ornament».

В начале истории автомобилей в передней части капота торчала массивная крышка радиатора, которая сама просилась, чтобы её украсили чем-нибудь. Потом конструкторы заправили радиатор под капот полностью. Но свято место не бывает пусто. И вот на передок капота стали закреплять украшения-маскоты.

Обычно их изготавливали из нержавеющей стали, хромировали и полировали. Получалось ярко, привлекательно, современно.

Реклама

Фигурки-маскоты чаще всего никак не коррелировали с официальным логотипом фирмы. Разве что на автомобилях «Понтиак» маскотом часто была голова индейца, ведь сам реальный Понтиак был вождём индейцев, и совсем не мирных.

А маскотом автомобилей фирмы «ДеСото» была голова конкистадора, каковым и являлся Эрнандо де Сото (1498−1542). На капотах «Линкольнов», «Бьюиков», «Крайслеров» поселился целый зверинец: быстрые волки, ягуары, лебеди, орлы, пеликаны. Кроме зверушек автомобили украшали символы скорости: крылья, самолёты и ракеты, а также боги и богини.

Иногда фирменные скульпторы вдохновлялись могучими мужскими и элегантными женскими фигурами. Самый известный маскот, который до сих пор красуется на капоте «Роллс-Ройса», тоже является женской фигуркой и называется «Духом экстаза».

Реклама

Этот маскот, которому уже более 100 лет, пожалуй, единственный, сохранившийся до наших времён. Прочие ушли в небытие по трём причинам.

  1. Во-первых, мода быстротечна, и в конце 1950-х годов покупателям перестали нравиться блямбы на капоте.
  2. Во-вторых, скорости автомобилей драматически выросли, и выдающиеся вперёд колюще-режущие украшения стали при столкновении наносить серьёзные повреждения пешеходам.
  3. Наконец, красивенькие игрушечки привлекали внимание лихих людей, которые пытались их снять на стоянке в отсутствие хозяина. Чаще всего для того, чтобы вернуть назад за скромную плату. Ведь маскоты не считались запасными частями и в магазинах не продавались.

Да что мы всё про заграницу! А были ли маскоты в Советском Союзе?

Реклама
Исторический факт: были. Это факт несомненный, как и тот, что советский автопром реально существовал, хотя многим сейчас в это не верится. И мало того — советские автозаводы выпускали-таки автомобили.

Эти машины, правда, в большинстве своём копировали те или иные зарубежные образцы, что программировало запаздывание на десяток лет во всём. Даже в таких мелочах, как маскоты. На трудягах ГАЗах и ЗИСах буржуазных излишеств не полагалось. А вот на правительственном лимузине ЗИС-110 скромный маскот уже имелся. Им стало красное знамя, которое потом, немного изменив, поместили и на капот ГАЗ-12 (ЗИМ), и на капот «Москвича-407».

После войны, когда на Западе мода на маскоты стала уходить, они появились в СССР. Первым в 1945 году украсил свои автомобили фигуркой могучего медведя Ярославский автозавод. Этот завод выпускал большегрузные грузовики «ЯАЗ-200». Медведь подходил для маскота этих машин по двум причинам. Во-первых, как символ силы, а во-вторых, как животное, изображённое на гербе Ярославля, где он стоит и держит на плече секиру.

Реклама

Первоначально в таком стоячем положении его и хотели изобразить на статуэтке, но получалось плохо. Тогда за дело взялся один из первых советских автомобильных дизайнеров Юрий Аронович Долматовский. Он поставил медведя на четыре лапы, закрыл ему пасть и упростил очертания маскота, чтобы сделать его производство более простым. В таком виде медведь всем понравился. Водители ЯАЗов гордились: маскоты были только на их машинах.

Но с 1951 года тяжёлые грузовики по чертежам, переданным из Ярославля, начали производить и в Минске. Новую машину назвали МАЗ-200, а вместо медведя на крышку капота поставили фигурку могучего зубра, которую разработал тот же Ю. А. Долматовский

Реклама
. В конце 1950-х годов зубры перебрались на боковины капота, где «проживали» в виде выштамповки. Главной причиной отказа от маскотов было то, что красивых зубров элементарно крали.

ЯАЗы производили до 1956 года, а затем автомобильный завод перепрофилировали в мотостроительный. Производство же тяжёлых грузовиков перенесли в Кременчуг, где, естественно, никаких медведей на крышке капота уже не устанавливали.

А самый знаменитый советский маскот — это, конечно, скачущий олень с «Волги» ГАЗ-21. Автомобиль производили на Горьковском автомобильном заводе с 1956 по 1970 год, а олень скакал на крышке его капота до начала 1960-х годов. Скакал вполне заслуженно. Ведь олень изображался на гербе Нижнего Новгорода, который в 1932 году переименовали в Горький. Автором фигурки был сам дизайнер «Волги» ГАЗ-21 Леонид Еремеев.

Реклама

Но потом оленя убрали. Для завода производство маскота — медленное, непроизводительное, фактически ручное — было невыгодно. А владельцы, думается, вздохнули с облегчением. Ведь красивого оленя им приходилось на ночь откручивать и уносить домой.

Чужой олень в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», 1966 г.
Реклама

Как откручивали его, например, жулики Бывалый, Трус и Балбес в фильме «Кавказская пленница». Эти ребята точно знали, что на изящный маскотик всегда найдётся охотник. Кстати, откуда взялся олень на их автомобиле, довоенном немецком «Адлер Триумф Юниоре»? Конечно, спёрли.

Реклама