Как в СССР появился автомобиль «Жигули»?

Реклама
Грандмастер

Часть 2

С конвейера автозавода в Тольятти в 1970 году начали массово сходить разные модели автомобилей ВАЗ, начиная с «копеечки». Что же с ними стали делать хозяева, советские автолюбители, привыкшие к тому, что машину постоянно надо доводить до ума?

Перейти к первой части статьи

В руки советских автолюбителей попала машина, которая может легко быть обслужена даже непрофессионалами. Колеса держали давление воздуха, тормозная система функционировала без ежегодного прокачивания.

Недостатком машины, с точки зрения многих советских автолюбителей, было то, что она потребляла не 76-й бензин, на котором тогда бегали «Запорожцы» и разные «ЗИЛы» и «Газики», а ей был нужен Аи-93. И хотя разница в цене у этих бензинов была, в общем-то, копеечной, но водительские массы изо всех сил старались как-то перевести свои «копеечки» на более дешевый А-76 (на АЗС в те времена продавали А-72, А-76 и этилированный Аи-93).

Методы перевода «Жигулей» на А-76
Реклама

В те годы в журнале «За рулем» публиковались письма автолюбителей и рекомендации разнообразных экспертов о различных методах перевода ВАЗ-2101 на А-76.

Где-то изготавливались и массово продавались какие-то сеточки, которые вроде бы надо было надевать не то на свечи, не то на клапана, и это вроде позволяло «кормить» «

Реклама
Жигули» бензином А-76. Кто-то здорово разбогател, а множество автолюбителей, купившихся на рекламу «революционного» метода, либо успели демонтировать эту дрянь, либо перегрели, а то и запороли двигатели своих машин.

Были статьи, которые предлагали для возможности использования на «копеечке» бензина А-76 расточить головку блока цилиндров. Тут тоже далеко не всегда получался нужный эффект — можно было просто запороть важную деталь двигателя, что автоматически влекло его смену или капиталку.

Отец тоже захотел перевести нашу «ласточку» на А-76, но растачивать головку блока цилиндров не захотел — на примере некоторых знакомых он убедился в опасности этой меры. Прочитав про сеточки на свечи, он попытался понять, как это могло бы действовать, и когда наш знакомый купил их и поставил себе на машину, попытка их применения доказала ему, что и этот подход не работает.

Реклама

А вот купить дополнительную прокладку и поставить ее — отец решился. И после этого наша «ласточка» стала бегать, может быть, не так резво, но зато заправляли ее уже более дешевым бензином А-76.

Реклама

Кстати, большинство водителей, хотевших перевести свою «копеечку» на А-76, просто имели доступ к казенному бензину или работали на грузовом автомобиле. Тогда, перейдя на низкооктановый бензин, они просто могли за него не платить или платить намного меньше.

Тюнинг

Многие начинающие автолюбители, обожавшие свою «манюню», не только пыль с нее сдували (в смысле и берегли, и часто мыли), но старались как-то ее улучшить.

Меняли руль на спортивную модель (достать такое было невероятно трудно, но сложности только раззадоривали их), ставили на багажник устройство, которое называли «антикрыло». Якобы на скорости поток воздуха, проходя через него, должен был прижимать заднюю часть автомобиля к шоссе, таким образом ведущие колеса получали лучшее сцепление с дорогой.

Реклама

Так это было или не так, но ВАЗ-2101 приобретал вид… может быть, и футуристический, но очень странный. Как там было у Кассиля? «То ли испанский гранд, то ли румынский шарманщик» — ну не тянула «копеечка» на роль гоночной машины, как ты ни старайся.

Массовое производство автомобилей в СССР явилось причиной развития инфраструктуры страны: появлялись новые СТО, АЗС, ремонтировались дороги. Еще одно из направлений развития страны было вызвано тем моментом, что новые автомобили надо же было где-то хранить, на улице оставлять их было очень опасно, и тогда в стране появилось множество гаражных кооперативов.

Реклама

Гараж

Еще одно направление развития инфраструктуры советских городов. Появилось общество ВДОАМ (Всесоюзное Добровольное Общество Автолюбителей и Мотоциклистов), автолюбители туда вступали, платили взносы и получали возможность построить на арендованной обществом у города территории свой гараж. В каждом кооперативе строили гаражи одного типа. Где-то — из бетонных плит, где-то — кирпичные, в Ленинграде они обычно были или железные, или деревянные, обитые жестью.

В советское время гаражи были клубом по общим интересам. Где-то можно было выправить вмятину, где-то — покрасить кузов, где-то — что-то в кузове подварить. Были тут мастера по двигателям, по трансмиссии — по любой из автомобильных систем.

Реклама

Мой отец обожал возиться с машиной. Тем более что это защищало его от необходимости заниматься текущей работой по дому. Большую часть выходных, часто вечерами и летом, и зимой, он проводил в гараже. Проверить то, проверить это, исправить обнаруженные недостатки. Наша «копеечка» не тюнинговалась, но зато работала как часы вплоть до ее продажи с пробегом около 400.000 км в начале 2000-х.

Реклама

Иногда приходили соседи — за подсказкой, за инструментом. В нашем кооперативе владельцы гаражей были хорошо знакомы и помогали друг другу. После работы с автомобилем бывали и дружеские посиделки за стопочкой «чайку», но домой, по крайней мере в нашей компании, приходили вполне себе трезвые отцы семейств.

Каков результат принесло массовое производство легковых автомобилей в СССР? Резко увеличилось число автовладельцев, сильно выросло ВДОАМ, были проведены строительство и ремонт автомобильных дорог на территории СССР. Было построено множество гарантийных и ремонтных станций АвтоВАЗ, резко увеличилось количество автомехаников, специалистов по ремонту автомобилей.

Во всех городах СССР появились гаражные кооперативы, множество людей сменили образ жизни: от проведения вечеров у телевизора или во дворе за забиванием «козла» и распитием пива перешли к ухаживанию за своими любимыми «ласточками» на территории гаражей или автостоянок.

Реклама