Развитие военной авиации в начале XX века привело к возникновению доктрины воздушной войны Дуэ. Итальянский генерал Джулио Дуэ (Giulio Douhet) еще в 1915 году предлагал бросить на Австрию 500 бомбардировщиков, запугать противника массированными бомбардировками его инфраструктуры и транспорта — и принудить к капитуляции.
Полностью его доктрина была опубликована в 1921 году и определенно оставила свой след в военной науке периода между войнами. Доктрина Дуэ предполагает использование авиации для террора противника до тех пор, пока противник не согласен сдаться. Бомбардировки и обстрелы с воздуха должны были запугать врага, чтобы он сдался до ввода на его территорию оккупационных войск.
Если обратиться к методам ведения Второй мировой войны, то приходится согласиться, что массированные бомбардировки были очень важной частью блицкрига. Уже при вторжении в Польшу, разгромив польские ВВС, Люфтваффе массированно бомбили и разрушали польские города, такие как Варшава, Велюнь, Фрамполь — некоторые из них даже не имели военного значения, их разбомбили только для того, чтобы пилоты Ю-87 получили практику боевого применения своего оружия.
Во время «Битвы за Британию» Люфтваффе жестоко бомбило и Лондон, и многие другие города Великобритании. А вот потом, когда Гитлер увяз в войне с СССР, западные союзники начали стратегические бомбардировки Германии, и теперь уже перед немецким руководством встал вопрос, как защититься от вражеских бомбежек.
Понятно, что города и мирное население защитить при помощи средств противооздушной обороны — достаточно сложно. А вот разнообразные производства и военные объекты — вполне можно, если их спрятать в подземные укрытия.
Правда, во времена Второй мировой немецкое ПВО было отлично организовано для того, чтобы защитить от бомбежек города Германии. Тем не менее бомбардировки союзников методично превращали города Германии в горы щебня.
Город Бинген был разрушен на 96%, Магдебург на 90%, Дассау — на 80%, Кемниц — на 75%. Огромные Штутгарт и Кёльн были разрушены на 65%, а Гамбург — на 45%. Города превращались в руины, их жители лишались всего, превращаясь в беженцев, а промышленность Германии в 1944 году выросла примерно в полтора раза, по сравнению с 1943 годом!
Бомбардировки Германии:
- В 1941 году на Германию было сброшено 31.5 тысяч тонн бомб.
- В 1942 году на Германию было сброшено 47 тысяч тонн бомб.
- В 1943 году на Германию было сброшено 201 тысяча тонн бомб.
- В 1944 году на Германию было сброшено больше 900 тысяч тонн бомб.
- В 1945 году за 4 месяца (до капитуляции) на Германию было сброшено почти 400 тысяч тонн бомб.
Как защищала Германия свои заводы, железнодорожные станции, мосты, корабли?
Корабли и подводные лодки оказалось спрятать легче всего. В Бресте, Лорьяне, Сен-Назере, Ла-Паллисе и Бордо для размещения и ремонта подводных лодок были сооружены мощнейшие бункеры, которые обеспечивали полную защиту от авианалетов.
ПВО Германии строилось на защите от бомбежек городов страны западными союзниками. Создавались районы ПВО. Радары передавали данные о направлении, высоте и расстоянии боевых формирований врага, по этим данным стреляли зенитные орудия и наводились летчики-«ночники». Для зенитных орудий в больших городах были построены «зенитные башни», позволявшие зенитным орудиям стрелять в любом направлении, пушки размещались выше крыш окружающих башню домов.
Систематические стратегические бомбардировки Германии западные союзники начали в 1943 году. Вначале они пытались разрушить авиапромышленность. Но немецкие авиазаводы тогда находились на юге Германии, расстояние до них превышало радиус действия истребителей, потому бомбардировщики шли без истребительного прикрытия.
Налет 17 августа 1943 года на Швайнбург и Регенсбург в Баварии не только прошел неудачно и цель не была достигнута, но к тому же из 377 «Летучих крепостей» Б-17, участвовавших в налете, союзники потеряли 60. Многие самолеты, сумевшие вернуться на свой аэродром, были сильно повреждены, члены их экипажей были ранены или убиты.
Вплоть до конца февраля 1944 союзники пытались уничтожить немецкие авиазаводы, но возрастающие собственные потери заставили их прекратить такие налеты.
Начиная с апреля 1944 года бомбежкам стали подвергаться заводы, производившие синтетический бензин — ведь Германия использовала только 8% бензина из нефти, а 92% потребляемого тогда в стране бензина было синтетическим. Бомбежки с апреля по конец лета позволили уменьшить производство синтетического бензина в 20 раз (со 189 до 9 тыс. тонн в месяц). Попытка была признана успешной, и союзники и далее продолжали бомбить заводы по синтезу бензина, что позволило резко уменьшить мобильность Люфтваффе и танковых дивизий немцев.
Кроме этого, с лета 1944 года начались «ковровые» бомбежки по городам Германии, немцев просто пытались запугать. Запугать удалось не слишком, а вот разрушить множество городов, убить множество мирных жителей — более чем.
При «ковровых» бомбежках союзники использовали технологию, придуманную немцами. Военные специалисты союзников очень внимательно изучали эффект бомбежки Ковентри 14 ноября 1940 года. Эффект сочетания фугасных и зажигательных бомб позволил добиться максимального разрушительного эффекта. Вначале фугасные бомбы рушили дома на большой площади. Затем на разрушенное высыпалось очень много зажигалок — и разгоревшийся пожар выжигал огромные площади города.
Гамбург, Берлин, Дюссельдорф, Дрезден, Нюрнберг, Кёльн, Дортмунд — все эти и многие другие города Германии подвергались «ковровым» бомбежкам. При бомбежке Дрездена зимой 1945 года была успешно испытана технология создания огненных торнадо, впоследствии примененная при ковровых бомбардировках Японии. Как говорится — ничего личного, просто бизнес.
Кроме того, авиация союзников получила истребители дальнего радиуса действия — теперь бомбардировщики, прикрытые истребителями, были значительно менее уязвимы для истребителей Люфтваффе.
Применение т��хнических новшеств, радаров и средств противодействия радарам, истребителей, наводимых по радару, появление реактивных истребителей сильно двинули вперед военную науку. А потом появилось оружие массового поражения — и все в «науке побеждать» снова стало иным.
Наше счастье, что люди успели осознать фатальность применения атомной бомбы и атомное оружие стало лишь оружием устрашения. Не будь так — интернет бы даже не появился, наша цивилизация вымерла бы раньше.