Как возникла современная стратегия ведения войны? Бомбардировки Второй мировой

Реклама
Грандмастер
Победа спишет все. Война — на то война.

К началу Второй мировой военная авиация сделала гигантский шаг вперед. Уже давно отказались от неуклюжих и взрывоопасных дирижаблей, тяжелые бомбардировщики несли несколько тонн бомб, больше, чем мог доставить дирижабль, и были намного быстрее. Общее с бомбардировками Первой мировой осталось одно — желание запугать противника, убивая некомбатантов. В том числе женщин и детей.

Перейти к первой части статьи

Как водится, между войнами человечество огромными шагами шло к созданию нового оружия и новых военных теорий, а генералы придумывали более правильные способы решения проблем, возникавшим перед ними в былых боях. Так было всегда: наука шла вперед, изобретая все более смертоносное оружие, а генералы готовились к баталиям прошедшей войны.

Реклама

В период между Первой и Второй мировыми войнами родилась Доктрина Дуэ. Итальянский генерал Джулио Дуэ во время Первой мировой столь яростно отстаивал свою идею массовой бомбардировки австрийских городов, что был приговорен к тюремному заключению. Освободили его в самом конце войны. А после войны он разработал доктрину воздушного превосходства и воздушного террора против городов противника.

Над этой теорией ведения войны много смеялись. А Люфтваффе и RAF во Второй мировой взяли зерно этой доктрины на вооружение. Производить наступление одними бомбардировщиками невозможно. Но если их прикрыть от истребителей противника… И если на оборону разбомбленного противника сразу же атаковать силами танков и мотопехоты, то… Так у немецких генералов появилась

Реклама
теория блицкрига.

Завоевать господство в воздухе, танковыми клиньями прорвать разбомбленную оборону противника, окружить войска противника, бомбить его, не давая восстановить порядок, а потом дезорганизованные толпы можно громить, убивать и брать в плен. Танки будут наступать все дальше и дальше, громя противника и не давая ему закрепиться на естественных рубежах обороны.

Реклама

В конце 1930-х годов на вооружении Люфтваффе появились новые, отличные истребители и бомбардировщики. Пикирующие бомбардировщики-штурмовики, Ю-87 с бомбовой нагрузкой в 1500 кг. Тяжелые бомбардировщики Ю-88 и Хе-111 несли от 2000 до 7000 кг бомб.

Бомбардировщикам нужна была цель. И цели для них нашлись. Вначале была Герника. Потом Роттердам.

Количество тонн бомб, примененных при одной бомбардировке, росло — от нескольких тонн до нескольких сотен тонн.

Легко и приятно было бомбить тех, кто не мог ответить. Роттердам незадолго до бомбежки капитулировал перед войсками Германии, но… уж больно цель была интересная. Сдавшийся город разбомбили все равно. Надо было показать противнику, как ужасны

Реклама
бомбежки. Напуганный враг — слабый враг.

В 1940 году Германия схлестнулась с Великобританией. Началась «Битва за Англию», война пошла всерьез. Харрикейны и Спитфайры сбивали немецкие бомбардировщики и на равных дрались с Ме-109. Тут оказалось, что при наличии у противника хорошего ПВО дневные бомбежки — весьма рискованное дело, сопряженное с большими потерями. А вот бомбить ночью намного более безопасно для нападающих.

Реклама

Ночные бомбардировки Англии, план «Блиц», начались в сентябре 1940. Немецким Юнкерсам надо было в темноте долететь, сбросить бомбы и вернуться. Единственная проблема была — как, не имея ориентиров, прилететь именно туда, куда приказано, ведь объекты бомбежек были, благодаря светомаскировке, спрятаны в темноте. Немцы придумали…

Инженеры Германии нашли, как дистанционно навести пилотов Люфтваффе на цель в темноте. Пилоты летели по радиолучу. Систему назвали «Кникебейн». Увы, англичане имели хорошо развитую систему радиолокации, они со временем сумели разгадать немецкую систему наведения и смогли, направив луч-обманку, заставить немецкие бомбардировщики вывалить свои бомбы мимо цели.

Реклама

Начало воздушной войны шло для Германии удачно — бомбардировке подвергались аэродромы и заводы, производившие самолеты. Англия теряла от бомбежек больше самолетов, чем могла произвести на заводах, подвергнутых уничтожению. Еще месяц-два, Англия лишилась бы своего флота истребителей — и Германия смогла бы произвести высадку в Британии, реализовав свой план «Морской лев» (Unternehmen Seelöwe).

Однако Гитлер почему-то отказался следовать разработанной ОКХ операции. Кто-то — наверное, англичане — отбомбился по небольшому немецкому городку, и Гитлер велел отомстить негодяям. По личному приказу фюрера вместо нормальной авиационной операции пошла «операция авиационного отмщения». Прекратив бомбить аэродромы и авиазаводы, Люфтваффе перешло к воздушному террору, начав бомбить города Великобритании.

Реклама

Это оказалось спасением для Англии. Заводы, которые оказались спасены от бомбежек, исправно изготавливали все новые и новые истребители, а новых пилотов обучали на аэродромах, которые тоже перестали бомбить. Несколько месяцев — и RAF начали все больнее противодействовать Люфтваффе. В конце концов, потери самолетов и летного состава заставили Германию отказаться от операции «Зеелёве». Высадка в Британии была отложена до разгрома СССР.

В дальнейшем ходе Второй мировой войны бомбежки — и дневные, и ночные — все совершенствовались. Союзниками на городах Германии была отработана технология создания огненного торнадо, впоследствии успешно примененная в Японии. Многие сотни тысяч «некомбатантов», вначале русских, а потом немецких и японских, сгорели, были завалены обломками зданий, задохнулись в заваленных бомбоубежищах — ради совершенствования их противником целого ряда военных технологий. При ковровых бомбежках с тысяч бомбардировщиков на Землю падали уже сотни тысяч тонн бомб, за десяток минут превращая целые города в огромные пустыри, пустыню, заваленную горелым щебнем. И люди, не умершие при тех бомбежках сразу, умирая, завидовали уже погибшим.

Реклама

Ну, а потом были Хиросима и Нагасаки. Вес сброшенной на город взрывчатки начали считать уже в килотоннах тротилового эквивалента. Сброс бомбы, вспышка — и на многие километры вокруг оставались только трупы в развалинах домов. А от тех, кто оказался ближе километра от места взрыва, и вовсе остались только тени на асфальте…

Разработка теории бомбардировок жилых городов, как средства устрашения мирного населения, дошла до своего логического завершения.

Реклама