О некоторых выставках Эрарты я уже писала в своих статьях, а теперь хочу рассказать о самом музее, чем он привлекает многочисленных посетителей.
Музей Эрарта — крупнейший частный музей современного искусства России, открылся в 2010 году на 29-й линии Васильевского острова в отреставрированном пятиэтажном здании. Здание имеет два крыла, соединенные галереями. В левом располагается постоянная экспозиция современного искусства (contemporary art) —
Постоянная коллекция музея насчитывает свыше 2800 работ более 300 художников из разных регионов России.
В правом крыле размещаются временные выставки, их меняют каждые 2−3 месяца, в год проходит около 30 выставок. В Эрарте есть свой концертно-театральный зал, небольшие видеозалы на 3 этаже, где можно посмотреть изоанимацию или веселый мультсериал о приключениях «черного квадрата» Немалевича. Этот сериал идет минут 40, чередуются показы на русском и на английском языке. Интересно посмотреть и посмеяться над «оживающими» персонажами картин разных великих мастеров.
Есть в музее и кафе, и ресторан Erarta, сувенирный и книжный магазины Erarta Home. Сюда можно прийти всей семьёй или с друзьями и интересно провести весь день.
Знакомство с искусством начинается уже у подъезда, где поставлены высокие скульптуры «Эра» и «Арт». А на красных скамейках надписи, например: «Картины обижаются, когда на них никто не смотрит».
В холле первого этажа, у огромного кресла, сделанного из резиновых покрышек, висит доска, на которой советуют, как знакомиться с искусством…
Знаю, многие не особо жалуют современное искусство, критикуют его, но ведь прежде, чем составить то или иное мнение, надо его увидеть. У каждого человека своё восприятие мира и искусства. Мы все разные! На лестничных площадках выставочного крыла висят автопортреты художников, их можно воспринимать с юмором, но сами авторы считают себя такими, как они себя изобразили.
В свой первый визит в Эрарту я была просто потрясена всем увиденным, и хотя тогда у меня сил хватило только на осмотр музейного крыла, а по выставкам лишь бегом пробежала, и то не по всем залам, в моем сердце этот музей занял постоянное место.
Я сходила второй, третий раз, а потом купила годовой абонемент, продлила его на следующий год и езжу туда регулярно, как позволяет время. В музейном крыле, когда переходишь из зала в зал и поднимаешься с этажа на этаж, можно увидеть картины и инсталляции разных видов. Это и вестники космоса, и придавленный тяжелой «жизнью» человек, и стволы белых берез, к которым надо прижаться ухом и послушать, о чем они говорят или шепчут.
Много места уделено тяжелым временам репрессий 30−40 годов. Нашли отображение и Вторая мировая война, и послевоенный период.
Картины, коллажи, инсталяции — разные по жанрам, размерам, видам исполнения. Вот картина Рината Волигамси, где он изобразил военных периода ВОВ, огоньки папирос образуют «Большую медведицу».
Или вот «Нары» Савелия Лапицкого, где все понятно без слов. Есть в постоянной экспозиции музея и пейзажи, и жанровые картины, и такие вот гротескные инсталляции, я ее назвала «Придавленный бытом».
Но для меня все же наибольший интерес представляет выставочное крыло. Сколько же прекрасных выставок я увидела за последние два года, сколько нового узнала о современных видах искусства!
Я уже писала об очень понравившихся мне выставках — «ВАУ-Мода», где демонстрировались удивительные произведения дизайнерского мастерства, и о фантастических скульптурах Сальвадора Дали.
Осталась в памяти выставка «Нога судьбы», посвященная творчеству кинорежиссера Сергея Соловьева, о создании им фильмов «Анна Каренина», «Асса» и «Асса-2».
К 100-летию Октябрьской революции была выставка «100 лет одиночества», где можно было проследить разные этапы жизни нашей страны, вождей и простых людей.
Эрарта организует выставки самых разных направлений: например, на одном этаже вы смотрите творчество художников из Казахстана «Где-то в великой степи», а на другом — выставка постмодернистского художника из Германии Дитера Вайденбаха. А на нижнем этаже в это время — уникальные автомобили «Ламборгини».
Не буду перечислять все выставки, которые я посмотрела за два года, по большей части все они были интересны, познавательны.
В этот раз я посмотрела на 3 этаже «Сны без Фрейда», художественный проект, показывающий воображаемые, фантастические сюжеты, как бы из параллельной жизни. Мне там понравилась лишь одна картина «На дне» — бюст
На 4 этаже Эрарта представляет выставку молодых художников, супругов Евгении Буравлевой и Егора Плотникова, которые в своих работах размышляют о месте человека в мире. Выставка называется «Пейзаж с посторонним». Пейзажи их светлые, меланхоличные, преимущественно в голубых тонах, и в них вписан силуэт одинокого человека — созерцателя.
А вот с 5 этажа уходить не хотелось — там потрясающе красивые работы фотохудожника, «супер-звезды» Марио Тестино, с уникальным талантом снимавшего знаменитых людей, от принцессы Дианы до звезд кино и моделей для разных глянцевых журналов.
На выставке более пятидесяти фотографий крупного формата, созданных в период с 1996 по 2015 гг. в ходе фотосессий. Также на нескольких телеэкранах сам Марио Тестино рассказывает о своем творчестве.
В заключение хочу сказать: Эрарта — это праздник для души! Сходите, не пожалеете!