Как водится, редкие жемчужные зерна настоящих перлов изобретательства терялись в горах этой шелухи. Причем это было не только у нас.
На Западе изобрели детскую коляску на случай газовой атаки. Изобрели некое пыточное устройство, предназначенное для обучения детей навыкам ходьбы: кто-то из взрослых сзади делает шаг, и бедный ребенок вынужден сделать точно такой же шаг, ибо его ногами двигает стоящий сзади взрослый посредством привязанных к ногам длинных штанг.
Инженер
Проект назвали «Звено». На роль «корабля-матки» был изначально выбран ТБ-1, затем его сменил ТБ-3. Вначале на крыло ТБ-1 сверху ставились полуторапланы И-4 и И-5. Крыло специально для этого было усилено, но все равно один раз крепления передних колес одного из закрепленных сверху истребителей отказали и он совершил буквально «сальто-мортале», перевернувшись в полете вокруг крыла носителя и едва не вырвав его.
При верхнем способе крепления самолетов этап отделения от носителя был очень опасен и требовал от пилота истребителя большого мастерства. После нескольких аварийных ситуаций, одна из которых закончилась гибелью пилота носимого истребителя и лишь чудом не закончилась падением корабля-матки, было решено перейти к креплению истребителей снизу.
К бомбардировщику ТБ-3 теперь стали снизу цеплять И-16. Несколько раз отрабатывали не только отсоединение И-16 от своего носителя в воздухе, но и стыковку истребителя с самолетом-носителем в воздухе с подсоединением после предполагаемого боя. Пытались несколько раз, но выходило очень рискованно, несколько раз при попытках обратного присоединения в воздухе пилоты были на миллиметры от новой аварии, посему было решено отказаться от пристыковки в воздухе.
К началу Отечественной войны был вполне отлажен вариант «Звено-СПБ», где СПБ означает «Составной Пикирующий Бомбардировщик». Было принято на вооружение в 1938 году.
Эскадрильей командовал капитан Арсений Шубиков, базировались они в Евпатории. Бомбардировщик ТБ-3 нес под крыльями два самолета И-16, каждый из которых, кроме обычного истребительного вооружения, нес под фюзеляжем ФАБ-250. Причем пилоты истребителей были специально натренированы сбрасывать бомбу с пикирования, прицельно.
Каждый взлет «Звена» был очень сильным зрелищем, местные острословы называли это «цирком Шубикова».
С началом военных действих «Звено Вахмистрова» сделало несколько десятков успешных вылетов. Производилась бомбежка Плоешти, Констанцы, были разрушены несколько мостов через Дунай и Днепр.
В первом вылете 26 июля 1941 г. летчиками звена было разрушено нефтехранилище в Констанце. Наблюдатели фашистов даже не поняли, как это возможно, чтобы И-16 так далеко за линией фронта могли не просто летать, но и бомбить!
Следующий дальнебомбардировочный вылет военной авиации на мост Карла Первого на Дунае состоялся 10 августа 1941 г. Вместе с мостом был подорван и нефтепровод Плоешти-Констанца, проходивший по мосту. 13 августа был произведен еще один вылет — на Черноводский мост, который также был разрушен. Вдобавок на обратном пути И-16 проштурмовали румынскую пехоту.
Вплоть до конца августа звенья эскадрильи Шубикова бомбили мосты, до которых уже не могли дотянуться фронтовые бомбардировщики. Несколько раз при
Капитан Шубиков погиб в бою 2 октября 1941 года, он на И-16 штурмовал Ишуньские позиции немцев. Но и после его смерти эскадрилья продолжала боевую работу, только в 1942 году они произвели около 30 боевых вылетов.
Однако… ТБ-3 давно уже больше не производили, да и И-16 в ВВС были заменены на ЯКи, МИГи, ЛА. Эскадрилья была расформирована, опытные истребители до зарезу нужны были фронту, а о целях далеко за линией фронта пусть заботятся партизаны или АДД.
Из наиболее известных советских асов в тренировках «Звена» принимали участие Стефановский, Коккинаки, Супрун.
Задумка была очень хороша, но слишком опередила свое время. Предложенные Вахмистровым в 30-е годы идеи активно использовать начали намного позже.
Элементы из наработок «Звена» сейчас активно применяются во время, например, заправок в воздухе истребителей от самолета-танкера. Следует заметить, что воздушный старт ракет с самолетов-носителей тоже использует идеи Вахмистрова. Так что можно сказать, идея прошла реализацию от старта И-4 с ТБ-1 до старта ракеты в космос с тяжелого самолета-носителя.