Чем бомбили с воздуха? От Первой мировой до наших дней

Реклама
Грандмастер
Вдалеке возник невнятный,
Новый, ноющий, двукратный,
Через миг уже понятный
И томящий душу звук.
Звук тот самый, при котором
В прифронтовой полосе
Поначалу все шоферы
Разбегались от шоссе.
А.Твардовский, «Василий Теркин»

В короткий промежуток между двумя мировыми войнами инженеры военного дела во всех странах мира наперегонки совершенствовали виды вооружения, боеприпасы и стратегию, готовясь к новой войне. В воздухе шла гонка — совершенствовались истребители, бомбардировщики, совершенствовались бомбы. Бомбовую нагрузку начали исчислять уже не фунтами, а тоннами.

Во Второй мировой была сформирована общая классификация авиабомб, были бомбы:

  • зажигательные;
  • фугасные;
  • бетонобойные;
    Реклама
  • бронебойные;
  • противотанковые;
  • морские противолодочные (глубинные);
  • корректируемые;
  • светящиеся;
  • дымовые;
  • агитационные…

Зажигательные бомбы делились по классам. Наиболее распространенными были кассетные зажигалки. Весом 1,5−2,5 кг. Внутри — термитная шашка, корпус бомбы из сплава «электрон» (сплав алюминия и магния) горел, как и термит, с той же температурой, только добавляя жару. Бомбардировщики, пролетая над городом, оставляли за собой плотную цепь пожаров: температура горения термита — до 3000 градусов, а железо плавится уже при 1800 градусах, проплавить крышу из черного железа таким бомбам ничего не стоило.

А остановить горение можно было, только сунув горящую бомбу в песок, поливать ее водой было совершенно бесполезным делом. Чтобы сунуть бомбу в песок, ее надо было ухватить железными щипцами и, пока они не расплавились, очень быстро, поместить в ящик с песком — и засыпать.

Реклама

Еще были большие зажигательные бомбы, весом в 100−500 кг. Эти снаряжались загущенными с помощью неорганических окислителей разнообразными видами жидкого топлива — керосина или бензина. Когда они падали и взрывались, то во все стороны на десятки метров летели куски горящего студня, они прилипали ко всему и медленно горели, давая температуру от 1000 до 1200 градусов.

Значительно более распространены были зажигательные ампулы АЖ-2К. Их делали из жести и снабжали взрывателем, оснащали ими чаще всего Ил-2 и фронтовые бомбардировщики, бросали их в ровном горизонтальном полете. Если Ил-2 удачно выходил вдоль колонны и сбрасывал кассету ампул, то эффект был очень сильный — одна такая ампула сходу зажигала танк. Но если в самолет, несущий ампулы, попадала пуля или осколок — самолет мгновенно превращался в огненный шар.

Реклама

Фугасные бомбы имели вес от 10 до 5000 кг. Наиболее распространены были бомбы по 50, 100 и 500 кг. Они были толстостенными и поражающим фактором у них были с том числе и осколки.

Самыми распространенными из фугасок были ФАБ-100.

Бомб ФАБ-5000НГ было сделано очень немного. Эта бомба годилась только для Пе-8, но была столь велика, что у бомбардировщика не закрывался бомбовый отсек. Эту бомбу применили в начале нашего наступления на северном фасе Курской дуги — летом 1943 года. Бомбу сбросили на железную дорогу, ведущую от Орла на запад. Образовалась воронка глубиной в несколько десятков метров и диаметром около 500 метров. Орел оказался технически полностью блокирован. За несколько недель, вплоть до самого освобождения, немцам не удалось восстановить железную дорогу и все их склады так и остались в Орле, где и были взяты в качестве трофеев войсками РККА.

Реклама

Против укреплений врага использовали специальные бетонобойные бомбы. Их начали выпускать на заключительном этапе войны. Их делали из снарядов калибра 203 мм с пороховым ускорителем. Благодаря ускорителю и прочности корпуса бомба проникала в скальную породу на глубину больше 1,5 метров и, взрываясь, оставляла воронку глубиной до 2,5 метров.

Помимо бетонобойных, выпускали также и бронебойные бомбы. Их тоже выпускали на базе «особо тяжелых» снарядов для морской артиллерии. Выпускались БрАБ-200 — БрАБ-1000. Корпуса бомб делались обтекаемыми из легированных сталей, на бомбы ставились пороховые ускорители, а наконечники делались из мягкой стали — чтобы не было рикошетов даже при попадании в цель под острым углом.

Реклама

Самой массовой в ту войну в ВВС РККА была противотанковая ПТАБ-2.5, таких бомб было сделано и сброшено на врага более 14.000.000. Кассеты таких бомб подвешивали на Ил-2. При попадании в любой немецкий танк бомба прожигала его броню, мгновенно убивала его экипаж и, как правило, приводила к взрыву боезапаса от резко повышавшейся внутри танка температуры и давления. Они были столь же убийственными для немецких танков, как и зажигательные ампулы, но при этом намного безопаснее.

Бомбардировщики-охотники за подводными лодками, которые помногу часов летали над морем в поисках цели, увидев такую лодку, сбрасывали на нее ПЛАБ, противолодочные бомбы. Бомбы были с тормозным парашютом, который ориентировал их в правильное положение, и с петардами расцепления, срабатывавшими через несколько секунд работы парашюта. Ведь бомбы сбрасывали с небольшой высоты, они просто не успели бы правильно сориентироваться в полете.

Реклама

Корректируемые бомбы во Вторую мировую войну успели сделать только немцы. Их бомба Fritz-X (официально ее звали FX-1400) была испытана в бою и даже потопила линкор «Рома» 9 сентября 1943 года. Эта бомба была планирующей и радиоуправляемой.

Бомбы светящиеся были двух типов. Оба типа сбрасывались на парашютах и некоторое время светили. Но бомбы «просто светящиеся» подсвечивали ночным бомбардировщикам цель для бомбометания, медленно спускаясь на парашюте.

Реклама

А ФотАБы, как и САБы, вначале спускались на парашюте, но через несколько секунд спуска выдавали мгновенную и очень сильную вспышку света. Делалось это для проведения ночной фотосъемки с самолета-разведчика, но все те наблюдатели и командиры зенитчиков, которые в этот момент смотрели в том направлении, пытаясь разглядеть самолет, на несколько минут слепли, и таким образом можно было несколько ослабить зенитную оборону врага.

Бомбы дымовые и агитационные были тоже нескольких видов: одни ставили дымовые завесы, другие разбрасывали листовки.

Но основными бомбами в ту войну были зажигалки, фугаски и противотанковые кумулятивные бомбы.

Бомбы совершенствуются и по сей день. Но к тем, что уже существовали во Вторую м ировую, добавились только два новых типа бомб:

Реклама

1. Объемно-детонирующие бомбы, ОДАБы — они содержат надежно и быстро горящее вещество, чаще окись этилена, но в начале испытаний проверяли и пары бензина, и многое другое. На небольшой высоте в бомбе срабатывает вышибной заряд, распыляющий несколько тонн быстрогорящей жидкости вокруг себя. Когда облако сформировано — срабатывает воспламенитель и происходит объемный взрыв. В России есть ОДАБ весом около 7 тонн, имеющая тротиловый эквивалент около 44 тонн. Кассетные ОДАБы использовались ВВС США при бомбежках Вьетнама, такие бомбы «очищали» поверхность Земли от джунглей и от всех, кто был в этих джунглях или в подземных партизанских укреплениях-укрытиях.

2. Сверхбомбы, основанные на реакции деления или синтеза, атомные, водородные, нейтронные, кобальтовые… К счастью, их испытания прекращены много десятилетий назад и военное их применение ограничилось только Хиросимой и Нагасаки в августе 1945 года.

Чем бомбили с воздуха? От самого начала до Первой мировой
Каковы были самые страшные бомбардировки XX века?

Реклама