В чём причина заключения советско-германского договора о ненападении?

Реклама
Профессионал

В 1939 году СССР прилагал все усилия для объединения с ведущими странами Запада для противостояния фашистской угрозе. Но безрезультатно. На переговорах СССР с военными делегация­ми Франции и Англии 21 августа 1939 года указанные страны подтвердили нежела­ние Запада достигнуть соглашения с СССР. Своё нежелание заключать с нами соглашение они заранее объявили уже тем, что прибыли на переговоры с опозданием на 9 дней.

Советский Союз предлагал Польше военную помощь. Но Польша от помощи от­казывалась. 18 августа 1939 года министр иностранных дел Польши Юзеф Бек послам Англии и Франции отвечал следующее: «У нас нет военного соглашения с СССР. Мы не хотим его».

А Советский Союз очень хотел заключить с Польшей военное соглашение, так как становилось ясным, что Германия нападёт на Польшу и немецкие войска ока­жутся у границы СССР в Западной Украине и Западной Белоруссии, что для Гер­мании намного уменьшит время, необходимое для захвата жизненно важных центров Советского Союза.

Что было делать СССР в этой ситуации, когда ни Англия, ни Франция, ни Чехословакия (под давлением первых двух стран), ни Польша не захотели заклю­чить с СССР договор о взаимопомощи? Что было делать СССР, когда с Запада на него готовилась напасть Германия, а с Востока — Япония, и все западные страны «благословляли» агрессоров?

Реклама

Руководство нашей страны нашло выход, казалось бы, из безвыходного поло­жения, в которое был поставлен СССР, и… заключило договор о ненападении с Гер­манией. Данный договор, или, как ещё его называют, «пакт», изменил отношение к нам западных держав и Японии. Они начали считаться с СССР.

Сталин лично принимал участие в переговорах с министром иностранных дел Германии Иоахимом фон Риббентропом 23 августа 1939 года. В этот день перего­воры завершились подписанием вышеуказанным германским министром и министром иностранных дел СССР Вячеславом Михайловичем Молотовым (Скрябиным) советско-германского договора о ненападении. По имени министров его ещё называют «Пактом Молотова-Риббентропа».

Реклама

Возможно, к договору прилагался секретный про­токол, определявший «сферы влияния» двух сторон. Германия обязывалась не вме­шиваться в дела восточной части Польши, Эстонии, Латвии, Литвы и Бессарабии, то есть тех территорий, которые до революции входили в состав Российской им­перии, а после революции — в состав советского государства, и были захвачены Польшей военным путём у Молодой Советской Республики в 1918—1920 годах. СССР обязывался не вмешиваться в дела Польши, кроме Западной Украины и Западной Белоруссии.

Кстати, стоит вспомнить, что Венский конгресс 1814—1815 годов произвёл передел Польши: из большей части Варшавского княжества было создано Королевство (Царство) Польское, переданное русскому царю. Другие польские земли были переданы Пруссии и Австрии. Советское правительство признало за польским народом право на свободное самоопре­деление и аннулировало все договоры царского правительства о разделах Польши. Польша «отблагодарила» советское правительство тем, что в 1920 году напала на советское государство.

Реклама

В своей речи 3 июля 1941 года Сталин сказал: «Что выиграли мы, заключив с Германией пакт о ненападении? Мы обеспечили нашей стране мир в течение по­лутора годов и возможность подготовки своих сил для отпора…». И. В. Сталин говорил правду. Именно в это время были спроектированы и запущены в серийное производство новые образцы оружия.

Невозможно не обратить внимание и на то, что в период соблюдения договора Гер­мания поставила нам определённое количество уникального, необходимого про­мышленности оборудования, которое позволяло нам выпускать оружие в больших количествах и лучшего качества. Поставки определялись целым рядом договоров. В частности, за несколько дней до заключения договора о ненападении (19 ав­густа) было заключено советско-германское кредитное соглашение, а в дальней­шем договоры о поставке оборудования.

Реклама

Естественно, возникает вопрос: почему Германия позволяла нам возвращать свои территории, предоставляла денежные кредиты, поставляла промышленное обо­рудование, которое могло быть использовано для производства вооружения? Дан­ные факты объясняю тем, что Германия очень низко оценивала возможности «непол­ноценных» рас славян и считала, что всё вернёт за несколько недель, и заводы, имеющее немецкое оборудование, в конечном счёте, будут работать на Германию. «Пусть русские их строят для немцев», — рассуждали в Берлине, и играли в опасную игру. Главное, считал Гитлер, что Германия после подписания с СССР договора может спокойно расширять свои владения, накапливая промышленный и людской по­тенциал, позволяющий без особого напряжения уничтожить Советский Союз.

Реклама

Советско-германский договор пытаются представить как агрессивные дей­ствия СССР те, кто ненавидит Россию и нас, живущих в ней. Ведь этот договор способствовал тому, что мы победили и выжили в этой страшной войне с Европой.

Договор был заключён для повышения безопасности народов, живущих на территории СССР. Нам бы гордиться этим дипломатическим, политическим решением, но многие жители вторят клеветникам России и готовы каяться за то, что такой договор был подписан. И никак не поймут, что нам есть чем гордиться, но не за что каяться. Нашим народом, нашим правительством в то время сделаны миллионы дел, дающих право гордиться своей Родиной и своим народом. Взять хотя бы тот факт, что даже при наличии договора о ненападении с Германией наше правительство сумело сделать так, что СССР не был втянут в войны Германии в Европе.

Продолжение следует…

Реклама