День благодарения… кому? Памяти иммигрантов ��Мэйфлауер»

Реклама
Грандмастер

В этом году четвертый четверг ноября приходится на 22 число месяца, когда вся страна на одном выдохе говорит «спасибо». Давайте разберемся, к кому это «спасибо» относится.

День благодарения… кому? Памяти иммигрантов «Мэйфлауер»

Есть страны в мире, образованные из исторически населявших их земли народов. Жили-поживали, сложились в единую языковую, религиозную и культурную общность, приобрели государственность и образовали страну.

Реклама

Иногда экспансия происходит шире — целый ряд стран объединяется в общность, как это было в Советском Союзе, как это происходило в Объединенном королевстве Великобритании, как это сейчас наблюдается в Еврозоне и Евросоюзе. Интеграция!

И лишь немногие страны образовались не в результате слияния этноса в общность, а в результате исхода части этноса в другие земли и отпочкования его в новую нацию, новое государство. И одна из этих стран — Соединенные Штаты Америки. И вот как это было.

Первое благодарение приносится, конечно, земле Северной Америки, ее людям — коренным индейцам, плодам тучной американской земли, благодаря которым прибывшие налегке из Старого Света пионеры Мэйфлауера выжили и сумели твердо обосноваться на необустроенной суровой земле.

Реклама

Второе и главное спасибо мы приносим людям, чье мужество и даже героизм (не побоюсь сказать) заложили основу великому переселению народов и основанию нового сообщества, ставшего впоследствии Соединенными Штатами Америки.

Эти люди заслужили благодарность всех живших, живущих и будущих поколений США. Мы зовем их детьми Майского Цветка, пионерами, первыми пилигримами, первопроходцами и… иммигрантами. И потому День Благодарения — это еще и день иммигранта США. А иммигрантом или потомком иммигранта является каждый гражданин нашей страны.

Есть грубоватая присказка в американском народе: каждый иммигрант должен съесть свое… лихо. И пионеры Майского Цветка хлебнули лиха с лихвой. Мы и теперь не можем представить, как можно было в 1620 (!) году на перегруженном, битком набитом паруснике длиной всего в 19.5 метров без современных навигационных приборов пересечь штормливую осеннюю Атлантику.

Реклама

Когда они вышли из английского Плимута 6 сентября, их было 102 человека пассажиров и 25 человек команды -- 127 безумцев! По морским законам того времени никто не выходил в воды Атлантики так поздно — сезон штормов и ураганов. Когда они достигли берегов Земли Обетованной, их стало 128! Отчаянная пилигримка Элизабет Хопкинс родила на борту этого Ноева ковчега мальчишку, получившего имя Океанус. (На паруснике оказались еще две беременные женщины, родившие уже на берегах Новой Англии — итого община в сто тридцать человек, которым мы приносим благодарность в День Спасибо.)

Кто были эти люди, шедшие на верную смерть? Страшно ли им было? Что ими двигало? Во имя чего?

Когда церковь сливается с государством (как в известной вам стране), такой симбиоз ложится двойным игом на плечи общества. Английские диссиденты семнадцатого века тоже посчитали такую церковь церковью от лукавого, церковью Антихриста. Для них не существовало церкви, замешанной на светской власти, контролируемой ее бдительными «органами». Они ушли от густопсового англиканства, от гонений властей, как религиозно-политические беженцы. Их приняла терпимая к пуританству Голландия, но они, пуритане, не приняли ее — чужое все, чуждое, холодное…

Реклама

А помогли диссидентам английские торговые люди, купечество — деньги, они и в Англии деньги: купили парусник, собрали нехитрый инструмент, семян злаковых, книги, одежонку, припас на дорогу — много ли разместишь на ковчеге 19 метров длиной. Семь футов тебе под киль, Майский Цветок. Прощай, Плимут. А дойдем ли до Вирджинии — как судьбе будет угодно, и будь что будет. «Отдать швартовы!» — приказал вожак безумцев Уильям Брэдфорд. И пошли они с богом!

Шли они 67 дней и ночей, трепало их лихо, студили их рваные ветры Атлантики, но грела надежда — там, куда садилось холодное осеннее солнце, за горизонтом возведут они новый «град божий» в Земле Обетованной. И когда в виду измученных людей уже показался Кейп Код, когда до заветных берегов осталось ходу всего ничего, пилигримы решили дать торжественную клятву-обет, и они не сошли на берег, пока не поклялись и не подписали текст этой клятвы. Вот он:

Реклама

«Именем Господа, аминь!
Мы, нижеподписавшиеся, …предприняв во славу Божью… путешествие с целью основать колонию в северной части Вирджинии, настоящим торжественно и взаимно перед лицом Бога объединяемся в гражданский и политический организм для поддержания среди нас лучшего порядка и безопасности,. в силу этого мы создадим и введем такие справедливые и одинаковые для всех законы, установления и административные учреждения, которые в то или иное время будут считаться подходящими и соответствующими всеобщему благу колоний и которым мы обещаем следовать и подчиняться. В свидетельство чего мы ставим наши подписи.
Мыс Код. 11 ноября 1620 год.

Да это готовая Конституция! Вот ее эмбрион!

Реклама

Высадились, и… в Вирджинию не пошли — их накрыла ранняя зима. Основали становище, к Рождеству отстроились как успели. Поселение назвали Плимутом, а местность — Новой Англией. К весне образовалась и первое кладбище пилигримов — похоронили половину колонии. Их убил страшный холод и голод. Не чаяли выжить и оставшиеся. Зерно было, но есть его было нельзя — только дождаться весны и засеять. Умирали на мешках с зерном, вспоминая Вийона — «от жажды умираю над ручьем…»

Индеец из соседского племени вампаноагов Тисквонтум (Сквонто) пришел в поселение. Он был когда-то обращен в рабство, побывал в королевской Англии и немного знал английский язык. Ему мы обязаны тем, что колония выжила — он учил их

Реклама
лесному промыслу, сбору съедобных растений, охоте на диких индеек. С теплом жизнь пошла помаленьку, отсеялись, лес прокормил. А вот и осень…

А осень принесла первый урожай Нового Света. И в свой первый пир на Земле Обетованной они заедали мясо дикой индейки своим первым американским хлебом. Они вспоминали тех, кто умер на мешках с зерном, они преломили свои хлебы с индейцами, никогда не знавшими хлеба, они вознесли благодарность и индейцам, и земле, взрастившей этот хлеб, и своему Господу, по воле которого они смогли выжить на этой земле, в своей новой стране.

И сколько будет стоять эта страна, столько мы будем вспоминать первых пилигримов и их первую историческую благодарственную трапезу в четвертый четверг ноября.

Реклама