В обще-то, они конечно британцы, но какая разница. До сих пор, глядя на фото юных «дюранов», я не могу избавиться от мысли, что вижу группу НА-НА. Конечно же, подобное сравнение несправедливо…
DURAN DURAN можно любить или не любить, но трудно отрицать, что в первой половине 1980-х это была одна из самых модных и популярных групп. Истерия, сопровождающая их выступления, была сравнима с истерией «битломании» — недаром пресса окрестила их «великолепной пятёркой» в пику «великолепной четвёрке» BEATLES.
И самое главное: за фасадом симпатичных мордашек, модных костюмов, пошитых самыми известными дизайнерами (Perry Haines, Kahn&Bell, Vivienne Westwood, Giorgio Armani) и гламурных клипов скрывались не очередные поп-пустышки, а талантливые и изобретательные музыканты. В середине 80-х «дюранам» хотели подражать все — в том числе и у нас. Их внимательно слушал Михаил Борзыкин из группы ТЕЛЕВИЗОР, а Виктор Цой с КИНО чуть ли не перепрофилировался в местных «нью-романтиков». Не грянь перестройка с её потребностью в социальном героизме, может быть,
В общем, отмахнуться от DURAN DURAN не получится, тем более, что и у них есть, как минимум, одна песня, которую я очень люблю. Но прежде чем коснуться этой песни — небольшая предыстория.
В 1978 году двое совсем юных парнишек из Бирмингема — Ник Родес, играющий на клавишных, и Джон Тэйлор, играющий на басу, решили создать группу. Как и многие в то время, они поигрывали пост-панк, но вскоре вдохновленные примером JAPAN и VISAGE, решили переквалифицироваться на яркий и многообещающий стиль «new romantic». Они ясно представляли себе, как будут звучать и, что немаловажно, как будут выглядеть. Как раз к 1980-м годам Западный мир немного очухался от политических и экономических кризисов и снова стал наращивать «жирок». С новой силой зазвучали принципы «Жить нужно красиво» и «Жить нужно в кайф». И DURAN DURAN стали музыкальным воплощением этого стиля жизни.
К паре присоединился вокалист Саймон Ле Бон и ещё два Тэйлора — Роджер (ударные) и Ёнди (гитара). Забавно, что среди трех Тэйлоров не было ни одного родственника. Название группа взяла из старого фантастического фильма «Барбарелла», где играла молодая Джейн Фонда, а также присутствовал злобный профессор Дюран. Никакого глубокого смысла в выбор названия группа не закладывала — просто хотелось чего-то изысканного и удвоенного.
Уже в 1980-м году DURAN DURAN считались весьма перспективными и за право подписать контракт бились несколько лэйблов. Выиграл EMI, и не прогадал.
Надо отметить, что в пятёрке DURAN DURAN не было какого-то одного выделяющегося лидера (например, на обложке одного журнала красовался отнюдь не вокалист, а клавишник и ударник). Несмотря на имидж «мальчуковой» группы, «дюраны» не были просто очередными болванчиками для охмурения морально неокрепших девочек. Работали они коллективно, и их стиль напоминал коктейль синтезаторного синтипопа, гитарного пост-панка и бас-гитарного фанка. То же и с голосами, которые группа причудливо сочетала и накладывала друг на друга.
В общем, звучало это по тем временам далеко не примитивно. Первый альбом, вышедший в 1981 году и названый просто «Duran Duran», еще не был столь жизнерадостен, как последующие. В его звуке было еще многое от пост-панка. Первый сингл альбома «Planet Earth» (написанный Саймоном Ле Боном еще до прихода в группу и сильно переработанный) угодил на 12 место Британского хит-парада, а второй «Girls On Film» — уже на 5-е. Успеху последнего во многом поспособствовал скандальный клип с полуобнаженными моделями, который запретило к показу BBC, но активно крутил американский MTV.
Надо сказать, что появление этого музканала сыграло большую роль в решении DURAN DURAN делать ставки на яркие необычные клипы. Так, успешно откатав тур по США, группа тут же, не успев снять модные костюмы, отправилась на Шри-Ланку, чтобы снять три клипа. Знойные девушки, слоны, буйная природа, музыканты в роли отважных путешественников — всё это как нельзя лучше подходило стилю «новых романтиков».
Клипы должны были сопровождать второй альбом группы, названный «Rio». Альбом получился очень модным и оптимистичным. Заглавная «Rio», а также песни «Hungry Like the Wolf» и «Save a Prayer» попали в Топ 10. По опросу MTV, в 2008 году именно клип на «Rio», снятый в Антигуа, получил звание «величайшего клипа всех времён», обскакав даже «Triller» Миши Джексона.
Но самым долгоживущим хитом и моей самой любимой песней у DURAN DURAN стала «Save a Prayer» — наверное, первая баллада в творчестве группы. Она была написана Саймоном Ле Боном на акустической гитаре. И хотя гитара звучала уже обалденно красиво, группа наворотила сверху столько партий других инструментов, что первоначальный стал еле слышен. Трудно забыть переливающийся синтезаторный фон и пронзительное соло на гитаре. Но особенно выделялось соло на синтезаторе, где Ник Родес использовал новый тогда эффект «бэндэр» (придававший звуку некое «дрожание»), в результате чего соло зазвучало, как экзотический духовой инструмент.
Саймон Ле Бон:
«Ключевые слова в этой песне — „Кто-то скажет, что это всего лишь на одну ночь… А мы назовём это раем“. Смысл в том, чтобы не задумываться о значении происходящего, не думать о завтрашнем дне, а наслаждаться мгновением. Очень важно жить сегодняшним днём и не думать о смятых страницах жизни. Достаточно философская мысль, и я рад, что в то время она занимала мои мысли».
В 1982 году принцесса Диана объявляет DURAN DURAN своей любимой группой, а те выступают перед ней с концертом. Альбом 1983 года «Seven and the Ragged Tiger» возглавляет хит-парад не только Британии, но и США (из этого альбома особую популярность получила песня «Reflex»). Начинается та самая повальная истерия вокруг группы, и на волне успеха группа снова начинает тур по США, во время которого впервые в истории идет прямая видеотрансляция на большие проекционные экраны на сцене (неизменный атрибут большинства современных концертов).
По возвращении группа DURAN DURAN выпускает концертник «Arena» с одной новой студийной песней «Wild Boys». Интересно, что песня была записана по заказу Рассела Малкау (именно руководил съемками на Шри-Ланке) для фильма «Дикие мальчики» по Берроузу. Ребята впервые работали наоборот — то есть, писали песню, исходя из зрительных образов. Фильм, правда, так и не сняли, но клип и песня осталась.
Зато другая заказная песня — «A View to Kill» — в кино всё-таки попала. В 1985 году группа записала ее в сотрудничестве с композитором Джоном Барри и в сопровождении оркестра для очередного фильма о Джеймсе Бонде. В итоге, «A View to Kill» оказалась единственной музыкальной композицией из всей «бондиады», которая попала на 1-е место американских чартов.
В общем, к 1985 году у группы было всё — деньги, признание и два «Грэмми» в придачу (за лучший видеоклип и видеофильм). Участники DURAN DURAN решили попытать силы в сольных проектах, и закончилось это тем, что группа потеряла двух Тэйлоров — Роджера и Ёнди.
Оставшееся трио продолжало выпускать альбомы. И хотя синглы то и дело попадали в хит-парады, популярность коллектива всё падала и падала. До тех пор, пока в 1993 году не вышел альбом без названия, но тут же прозванный «свадебным» («The Wedding Album») из-за фото на обложке, где были изображены свадебные фото родителей музыкантов. Он подарил два мощнейших хита, хорошо известных и нашему слушателю — «Ordinary World»
С тех пор DURAN DURAN то воссоединяются в оригинальном составе, то опять кого-то теряют, но неизменно находятся на плаву и продолжают выпускать альбомы. А в этом году они ещё и выступили на открытии Лондонской Олимпиады.