Польза прогулок
Польза прогулок бесспорна. Человек живет в движении и лучше физически чувствует себя, когда активно двигается. А свежий воздух благотворно влияет на мозговую деятельность. Особенно когда он чист и свеж, что бывает после грозы, и непременно в зеленых зонах — парках, садах, скверах.
Да, аристократы прошлого были неглупыми людьми, распоряжаясь о строительстве дворцов в пригородах столиц, в зеленых зонах с большими территориями для прогулок. Сегодня в определенные дни года там можно проводить массовые народные гулянья, наслаждаться свежим воздухом и картиной красоты природы, нагуливая аппетит. Еще одна польза — физическая усталость располагает к хорошему
Прогулку можно совместить с романтическим свиданием. Совместные гулянья парами полезны в наш технологичный век, полный цейтнотов и стрессов, поскольку они… сближают людей. Многим парам, даже с небольшим опытом совместной жизни, бытовые условия и насыщенный рабочий ритм надоели так, что дома даже не находится тем, чтобы спокойно поговорить. Совместная поездка в пригород или прогулка по окрестному парку нередко добавляет в личные отношения новый импульс. Нигде нельзя так наговориться обо всем и лучше понять друг друга, как на спокойной прогулке или в длительной поездке, к примеру, в автомобиле. Это еще одна существенная польза.
Причем можно сделать шаг к созданию собственных и в перспективе династических традиций, выгуливая не только собаку, но и семью по определенным числам недели и каждый раз — для повышения интереса — в разных местах.
Интерес к новому заложен в нас природой и заметен с детства. Человеку нужны положительные удивления — это поднимает настроение и придает сил для новых трудовых и интеллектуальных подвигов. Особенно прогулки важны, когда занятость очень большая, человек работает много лет в режиме многозадачности. Или когда большая семья, забота о которой также предполагает постоянную занятость.
Регулярные прогулки в парках и на природе хорошо влияют как на одинокого человека, так и на укрепление семейных связей, традиций, доверия и развития. К слову, понятие «свет» образовалось не случайно, а в связи с выходами на прогулки в известных местах, где чуть более века назад можно было встретить все высшее общество, иногда даже императора.
Прогулки в парках и лесных зонах безопасны, являются «аккумулятором» энергии новых впечатлений, положительно удивительным явлением и с большой перспективой. Как клубы активных путешественников (или клубы по интересам), существуют и сообщества желающих погулять, отдохнуть на свежем воздухе и даже подкрепиться едой. Такие компании можно встретить нередко.
Традиции Петербурга
Петербург задавал моду на многие традиции, поскольку был столицей Российской империи. Это касалось и традиций массовых гуляний и элитарных прогулок.
Пусть и не везде и с дресс-кодом, но дворяне могли гулять в Летнем саду, в Петергофе, в парке на Крестовском острове, в Екатерингофе и в других прилегающих к дворцам местах.
Моду на регулярные прогулки завел Петр I. Он допустил публику в дворцовые владения. Чтобы сделать места доступными для разночинной публики, Петр (и не только он) распоряжался о «разведении бульвара за дворцовой оградою». К примеру, так появился бульвар вдоль Большого Гостиного двора в Екатерингофе.
С 1 мая 1721 года победа в Северной войне над шведами ежегодно праздновалась массовыми гуляньями. По обеим сторонам Невского проспекта уже при Павле I в 1800 году устроили аллеи, и знаменитое Екатерингофское гулянье впервые было перенесено в столицу.
Тем не менее административные ограничения в разные годы случались. Так вплоть до 1840 года вход в Летний сад был воспрещен «собакам и нижним чинам».
Регламентированный доступ в «царские сады» появился во время правления императрицы Елизаветы Петровны. Рескрипт 1755 года «О пропуске для гулянья в Придворные сады по четвергам и воскресеньям» ограничивал движение публики в этих местах из-за массового характера и популярность таких прогулок.
«Кои будут неопрятны, волосы не убраны, платки на шеи и в сапогах, также в серых кафтанах и из купцов с бородами, а женщины в русском платье, в чепчиках и прочих тому подобных простых платьях, отнюдь не пускать».
Когда мы вспоминаем историю написания отставным гвардейским подпоручиком
В мае 1801 года император Александр I с супругой Елизаветой Алексеевной впервые в истории Петербурга вышли открыто гулять на набережную Невы. Затем традиция закрепилась, и почти каждый день с двух до трех-четырех часов пополудни можно было встретить прогуливающимся императора в отдалении небольшой свиты и в центре столицы — по левой солнечной стороне Невского от Полицейского (ныне Зеленого) до Аничкова моста, а также на Невском проспекте, Большой Морской улице, бульваре у Адмиралтейства. Особенно он любил Английскую и Дворцовую набережные и Летний сад. На улицах можно было встретить не только множество знакомых, но и фланировавшего императора.
Примерно с 1830 годов с расширяющейся застройкой центра столицы империи и модой на эклектику в архитектуре прогулки по петербургским улицам надолго составили новую традицию. Люди не только прогуливались и оказывали знаки внимания встречным по рангу и статусу, но и любовались фасадами зданий, живописными реминисценциями.
К 1832 году Невский проспект был условно разделен на три части. Представители элиты, состоятельной и светской публики прогуливались на участке от Мойки до Фонтанки, далее до Лиговки. По этой линии «сделались доступными» дорогие торговые заведения, ресторации, доходные дома.
В допетровское время гуляли в основном в усадебных садах, в просторных «огородах», рощах, на бульварах. Улицы в городах и весях эстетическим видом оставляли желать лучшего, асфальта не было, «тротуары» — из дерева. Из транспорта — гужевая повозка, бричка, тарантас и карета, которые, проезжая, могли забрызгать платье, ведь в то время мостили камнями улицы только в крупных городах и то «неспешно».
На Невском ходят:
«вовсе не ради того, чтобы ходить: каждый шаг каждого из прохожих имеет свою, не связанную с удовольствием цель. Передать приказ, засвидетельствовать свое почтение, выказать повиновение господину, кто бы он ни был, — вот мотивы, приводящие в движение большую часть населения в Петербурге и во всей империи».
Реклама
Так писал в путевых записках 1839 года французский путешественник маркиз Астольф де Костин.
Район от Московского вокзала (ранее Николаевского, на Знаменской площади) до Невы и Александро-Невской лавры имел инфраструктуру для простых людей, мещан и торговцев. Здесь были питейные места, конюшни и склады. На Лиговке тогда была роща — реально шумел лес, популярное место для пригородных прогулок простолюдинов и мещан по праздникам, когда у них было на это время.
27−28 мая по новому стилю широко праздновали День рождения Санкт-Петербурга. Летний сад был полон гуляющих, кругом оркестры военной музыки. Купцы выгуливали жен и дочерей, что получило особенное и устойчивое название: «смотр купеческих невест».
Одной из востребованных профессий в те времена была посредническая компетенция свахи — они во множестве переносили вести от женихов к невестам и обратно, сообщая о приданом невест и статусном положении женихов. В доступных садах можно было не только прогуляться, но и потанцевать, развлечься на аттракционах.
Московские традиции
Сегодня из-за расширения Москвы уже трудно вообразить, что в
Всех мест перечислить невозможно, однако из краеведческой литературы мы знаем, что гулянья были разные. Кто-то выгуливал новое платье на манер «проветривания костюма», кто-то искал повода для знакомства с будущей невестой. В то время еще не считалось неприличным знакомиться на улицах, если был подходящий случай достойно представиться молодой даме. Практиковали спокойные — пешим ходом — «променады без балаганов» с чаем из самоваров за столиками и на траве, верхом и в экипажах, а некоторые даже «тянули шампанское из чайников».
В середине XIX века чины купеческого сословия предпочитали гулять в Дворцовом (Екатерининском или Лефортовском) саду, особенно на Троицу. Простые люди облюбовали Марьину рощу с находящимся там лютеранским кладбищем, где были и православные захоронения.
Основной к гуляньям служила поминальная традиция собираться в четверг на седьмой неделе Пасхи. Этот день называли Семик. Люди собирались на кладбищах — как правило, в зеленых зонах. Нижние чины из солдат, фабричные рабочие, ремесленники, мещане, а иногда и барская прислуга прямо на могильных плитах закусывали яичницей с чаем и водкой. Даже после того, как Немецкое кладбище ликвидировали, традиции праздника с хороводами и гармоникой остались.
Одно из самых популярных в Москве — Сокольническое гулянье. До 1840-х территория Сокольников представляла собой девственный лес, хотя понемногу местность застраивалась дачами. В
Сегодня все эти места застроены домами. И москвичи, кроме прогулок в городских парках, где с мая можно часами слушать пение соловьев, предпочитают выезжать из мегаполиса в пригородные зоны. В этом смысле Москва, еще не бывшая тогда столицей Российской империи, не сильно отличалась модными традициями от Петербурга, разве что местами «собраний» и гуляний.
Три века интеллектуального и технического развития сделали традиции прогулок другими — практически ориентированными, но и открытыми для фантазии, готовыми к экспериментам и переменам. Постепенно могут сформироваться новые традиции. Сегодня можно возродить привычки именно массовых общественных гуляний как на территории бывшего Екатерингофа, так и в парках Стрельны, Петергофа, Павловска, Ораниенбаума, Гатчины и других мест.
А пока туристы и местные жители специально приезжают сюда на отдых и прогулки без всякой связи со старыми, но интересными традициями.