Автоматика или искусство пилотирования - как найти безопасную золотую середину?

Реклама
Грандмастер

В Европе запретили полеты самолетов Boeing-737 типов Max-8 и Max-9. За полгода упал уже второй самолет. Причем, судя по тому, что мы знаем из переговоров пилотов, они просто не могли ничего сделать. Падением управлял компьютер, не давая пилотам спасти самолет и жизни людей. Как же современная авиация дошла до жизни такой?

Первые летчики были героями. Они изобретали новые приемы пилотирования, отваживались на невероятно опасные ночные полеты. Летали даже при низкой облачности. Летчиков пассажирских самолетов уже тогда, в начале эры воздухоплавания, называли «воздушными извозчиками». Они загружали свои Ли-2 пассажирами и летели — из Москвы в Харьков, из Ленинграда в Москву. Приборы, которые тогда были в кабине перед глазами пилота, только помогали ему сориентироваться в пространстве (компас, горизонт …).

Реклама

Прошло время, самолеты стали летать намного быстрее и выше, появился автопилот, управляющий самолетом в дальних перелетах. Рейсы самолетов стали регулярными, летать стали почти при любой погоде, днем и ночью. При посадке пилотам помогали диспетчеры аэропортов, видевшие борт на экране радара. Потом придумали автоматические системы, управляющие самолетом при взлетах и посадках.

В романе Артура Хейли «Аэропорт», созданном 50 лет назад, описана работа пилотов во время трансатлантического рейса из США в Италию. Сначала тотальная проверка всех систем, согласно утвержденным спискам. Потом трудный взлет, его уже можно было совершать даже ночью и во время сильного ветра и снегопада. Потом самолет взлетал на рабочую высоту перелета — 10−11 км, включали автопилот, и на несколько часов пилоты могли расслабиться. Снова пилотировать они начнут, когда войдут в зону посадки, недалеко от Рима, а на большей части маршрута им просто достаточно быть наготове, вдруг что-то случится.

Реклама

С момента написания романа прошло полвека. Уже в 1970-е годы были созданы системы КГС (курсо-глиссадные системы), позволившие по приборам сажать пассажирские лайнеры и ночью, и в условиях плохой погоды. Радионавигационная система ILS (Instrument Landing System) помогает самолетам приземлиться в условиях нулевой видимости.

Хотя, конечно, и тут есть исключения — не следует считать современные пассажирские самолеты всепогодными. Доказательство тому — катастрофа 19 марта 2016 года в аэропорту Ростова-на-Дону, когда пилот авиакомпании FlyDubai (рейс Дубай — Ростов-на-Дону) был уверен в великолепной системе приземления, а посему решил попытаться сесть во время бушевавшего над аэропортом шторма. Сильный порыв ветра, случившийся в тот момент, когда самолет уже пытался снова набрать высоту, превратил неудачный заход на посадку в ужасную

Реклама
авиакатастрофу. Однако если бы пилот строго следовал инструкциям и сразу повел самолет на запасной аэродром, ничего бы не случилось.

Какие изменения в работу пилотов внесли автопилот и система ILS, обеспечивающие и безопасный перелет, и посадку по приборам даже в условиях нулевой видимости? Люди, управляющие лайнерами, расслабились. В критических условиях, когда внезапно случается что-то чрезвычайное, они часто не успевают понять, что произошло.

1 июня 2009 года упал в Атлантический океан самолет А-330, выполнявший рейс Рио-де-Жанейро — Париж. Погибло 228 человек, пассажиры и экипаж. По данным, полученным с найденных самописцев, установили, что обмерз датчик скорости (трубка Пито), что повлекло разлад в компьютерной системе управления самолетом и отключение автопилота. А экипаж растерялся и за те несколько минут, пока уже не управляемый автопилотом самолет падал в океан, так и не сумел предпринять что-то для спасения. Пилоты по показаниям приборов не смогли понять, что происходит. В их тренировках на тренажерах такая ситуация не была предусмотрена.

Реклама

По результатам расследования данного летного происшествия планы подготовки пилотов были серьезно скорректированы. Точнее — в них был включен случай, приведший к катастрофе 1.06.2009.

Прошло время, автоматика еще более усовершенствовалась. Фирма «Боинг» выпустила новую версию своего лайнера Boeing-737 (сам 737 летает уже более полувека).

Boeing-737 MАХ-7/8/9 был создан в 2016 году. Этот самолет использует новые экономичные двигатели, его детали изготовлены из легких и прочных современных материалов, у него совершенная компьютерная система управления. Благодаря усовершенствованиям, он более экономичен в эксплуатации и намного более надежен. Компьютер предугадывает возможные проблемы и сам решает их, не требуя вмешательства пилотов.

Реклама

Вот только… Произошло уже две почти однотипных катастрофы самолетов этого типа.

  • Сначала 29 октября 2018 года упал в море вскоре после взлета самолет Boeing-737 Max-8, выполнявший полет по маршруту Джакарта—Панкалпинанг, погибли 181 пассажир и 8 членов экипажа.
  • А 10 марта 2019 упал самолет Boeing-737 Max-8 компании Ethiopian Airlines, летевший из Аддис-Абебы в Найроби, тут погибло 149 пассажиров и 8 членов экипажа. Он упал через 6 минут после взлета.

Расследование только началось, но уже есть много предположений. Похожесть двух катастроф наводит на неприятные мысли, что автоматика, управляющая самолетом, несовершенна. И когда какие-то из датчиков дают неверные значения (сломались), компьютер, пытаясь решить мнимую проблему, заставляет самолет опустить нос, что приводит к сваливанию в пикирование и гибели. А пилоты не могут ничего сделать, ведь самолетом управляет компьютер, исключив из управления ненадежную человеческую составляющую.

Реклама

Выходит, что, как бы совершенна ни была автоматика, для безопасности полета за штурвалом самолета должен сидеть настоящий пилот. Человек, умеющий управлять данным типом самолета, понимающий, что означают показания приборов, умеющий возвратить самолет на курс, даже если компьютер сошел с ума. Иначе надо ждать новых катастроф.

P. S. Пока статья писалась, эксплуатацию Boeing-737 Max запретили и в США…

Реклама