Однако если вы по каким-то причинам окажетесь в Гнилуше, то недалеко от деревенского магазина сможете увидеть памятный знак с бюстом. А если вы обойдёте памятник, то увидите всего три слова: «Ююкин Михаил Анисимович». И ещё даты рождения и смерти.
Кто же такой этот человек? И почему его имя мало кому известно сейчас? Ведь если есть памятник, значит, человек совершил нечто героическое!
- Михаил Ююкин — первый в истории авиации человек, который осуществил таран наземной цели. И за этот выдающийся поступок его и увековечили.
Родился Михаил Ююкин в 1911 году, как раз в упомянутой выше Гнилуше. Семья Ююкиных была довольно большой и бедной. Вот почему маленький Миша уже со школьных лет помогал родителям в поле и по хозяйству. Это, конечно, мешало обучению в школе, но Миша оказался способным парнем и выучился грамоте.
В родной Гнилуше Миша Ююкин стал комсомольцем, здесь же он получил важное поручение — заведовать мельницей, до этого принадлежавшей одному из зажиточных селян.
Миша подошёл к делу серьёзно. Более того, после работы на мельнице он приходил в местную избу-читальню и устраивал там своеобразные чтения-обсуждения новостей.
Смышлёного юношу заметили и предложили от райисполкома контролировать работу всех мельниц в районе. Ну, а потом Михаил стал секретарём райкома комсомола.
В авиацию Михаил попал в 1933 году, когда поступил в авиационную школу. Интересно, что в авиационной школе отметили плохие оценки Михаила по математике и русскому языку, но отметили для того, чтобы в 1936 году (по окончании авиационной школы) написать о том, что курсант Ююкин продемонстрировал большие успехи в учёбе. За что и получил шесть поощрений.
Свой подвиг Михаил Ююкин совершил в 1939 году, во время участия в боевых действиях на Халхин-Голе.
Это случилось 5 августа 1939 года. Ююкин проводил с экипажем бомбардировку в тылах японской армии. Уже по возвращении в расположение советских частей самолёт Ююкина был подбит из японской зенитки. Понимая, что до своих не добраться, лейтенант Ююкин дал команду стрелку и штурману покинуть горящий самолёт. После этого командир направил его в скопление японских войск.
В советской литературе по ряду причин несколько искажали некоторые детали описанного выше подвига Ююкина. Нет, подвиг был, за что героя войны и наградили посмертно орденом Ленина.
Однако в некоторых книгах писали, что Ююкин не бомбил в тот день японцев, а летал на большой высоте якобы просто с разведывательными целями. Так, в частности, указано в книге «Легенда — собственная жизнь», изданной в Воронеже в 1977 году.
В другой книге (наверное, для усиления героического эффекта) сообщали, что Ююкин направил свой бомбардировщик в японский дзот. Этот факт никак не подтверждается.
Кроме того, долгое время ошибочно сообщали, что Герой Советского Союза Николай Гастелло (который повторил подвиг Ююкина, только в годы Великой Отечественной войны) якобы служил штурманом в экипаже Ююкина.
Гастелло действительно был на Халхин-Голе, но не с Ююкиным, а в соседних частях. Штурманом у Ююкина был Александр Морковкин. Он успел по приказу командира покинуть самолёт и через сутки добрался до расположения советских частей.
Но чтобы там ни говорили, Михаил Ююкин совершил выдающийся поступок, достойный героя России. И вряд ли в тот момент он думал о государственной награде или солидной денежной премии.