Как защищают самолеты от пожара в воздухе?

Реклама
Грандмастер

Когда появились пассажирские самолеты, в фирмах, занятых авиасообщением, начали решать проблему безопасности полетов. Пожар в воздухе был смертельной ловушкой не только для пилота самолета, но и для пассажиров. Конструкторы начали придумывать и осуществлять противопожарные меры безопасности полетов.

Началась Вторая мировая война. Япония воевала с Америкой, Германия — и с Англией, и с Америкой, и с Россией. Война шла не только на земле и в морях, но и в воздухе. Истребители гонялись за бомбардировщиками, те отстреливались от них из своих пулеметов. Часто пули и той, и другой стороны попадали в бензобаки самолетов.

Поначалу такие попадания имели эффектное окончание, особенно, когда зажигательная пуля попадала в полупустой бензобак, заполненный парами авиационного бензина. Раздавался громкий «БАХ!», и самолет взрывался в воздухе. Иногда пуля, пробив стенку бензобака, просто проходила через толщу бензина, не сумев его поджечь — бензин начинал выливаться наружу через дырку в стенке бензобака и довольно часто вспыхивал.

Реклама

У японцев были отличные истребители Зеро, верткие, скоростные, хорошо вооруженные. Но без какой-то защиты бензобаков. Одно хорошее попадание в бензобаки — и в небе появлялся падающий вниз костер. Этот самолет даже назвали «одноразовой зажигалкой».

А в военной авиации Англии, Америки, Германии и России придумали такие методы защиты самолета, как протектирование бензобаков: в состав стенок бензобаков входил слой губчатой резины, которая быстро разбухала от контакта с бензином при повреждении стенки бензобака и затыкала появившееся отверстие. А во избежание взрыва паров бензина баки стали заполнять охлажденными выхлопными газами от мотора. Так одновременно и создавали дополнительное давление в баке, чтобы бензин в двигатель шел под напором и угроза пожара была сильно уменьшена: кислорода в бензобаке не было, зато было много углекислого газа.

Реклама

Прошло время, закончилась война. Пассажирские самолеты стали больше, летать они стали выше и дальше. Помимо пассажирского салона в них появились большие грузовые отсеки, в которые запихивали не только багаж пассажиров, но и многое другое, все, что нужно было быстро перевезти фирме-перевозчику. Ведь все равно место в грузовом отсеке есть, так чего гонять зря грузовой рейс — и проще, и дешевле подбросить нужное оборудование в багажном отсеке регулярного пассажирского рейса.

Реклама

  • 19 августа 1980 года из Эр-Рияда в Джидду вылетел Lockheed L-1011, принадлежавший авиакомпании Saudi Arabian Airlines. Вначале самолет долго стоял на жарком солнце у ВПП и ждал своей очереди. Наконец он дождался разрешения на взлет, взлетел — и вскоре в салоне почувствовали запах дыма. Пилоты решили вернуться в аэропорт взлета, пожар распространялся очень быстро. Самолет смог приземлиться, но выйти из него не успел никто. Едва раскрыли двери, пошла тяга и весь салон самолета мгновенно оказался в огне. Пожарные уже были на месте, все было потушено потоками пены всего за 5 минут, но из 14 членов экипажа и 287 пассажиров не выжил никто.

Специалисты расследовали это ужасное происшествие. Причина оказалась комплексной: слишком долго ждали взлета на жаре под солнцем, все это время работало оборудование кондиционирования воздуха, электрические цепи лайнера оказались перегружены, в одном месте в углу багажного отсека произошел пробой ослабленной от жары изоляции одного из проводов. К несчастью, рядом была утечка гидравлической жидкости, которая, вдобавок, была горючей. Искра в горючей жидкости в багажном отсеке привела к возгоранию багажа… И начался пожар в багажном отсеке.

Реклама

По результатам работы комиссии было произведено несколько изменений в методике эксплуатации авиалайнеров, а именно:

  • горючую гидравлическую жидкость заменили на негорючую;
  • в самолетной электропроводке низковольтные провода стали объединять в пучки отдельно от высоковольтных проводов;
  • багажные отсеки перед вылетом стали заполнять нейтральным азотом.

Казалось, данные меры полностью ликвидировали опасность пожара в грузовом отсеке, при отсутствии кислорода пожар просто не сможет начаться. Это решение вроде бы устранило угрозу пожара в багажных отсеках самолетов. Но человеческое разгильдяйство способно преодолеть все барьеры.

Реклама

11 мая 1996 года снова случился пожар в грузовом отсеке в самолете McDonnell Douglas DC-9−32, взлетевшем из Майами. Как такое могло произойти? Ведь отсек багажа заполнен азотом, там ничто не может гореть — кислорода-то там не было.

Расследование показало, что в качестве багажа в самолет загрузили несколько коробок кислородных генераторов. Они были просроченными и считались безопасными. Их везли утилизировать. В отсеке было очень жарко. Во время взлета от тряски и жары один из генераторов кислорода самопроизвольно включился. Он начал выделять кислород и при этом сильно нагрелся. Из-за этого начали включаться и остальные генераторы из той коробки. Коробка загорелась и стала запалом для сильного пожара.

Реклама

Пилотов не проинформировали о дополнительном грузе, а системы аварийного предупреждения о пожаре на DC-9 не было. Самолет взлетел, а пожар в его грузовом отсеке все усиливался, благодаря генераторам кислорода.

Пожар добрался до пассажирского салона. Пилоты не успели ни снизиться, ни посадить самолет. Самолет рухнул в болото в 32 км от аэропорта. Экипаж и пассажиры погибли.

Реклама

Комиссия по расследованию указала, что причиной катастрофы стали грубейшие нарушения в перевозке опасных грузов. Когда самопроизвольно включился один из генераторов кислорода, это вызвало цепную реакцию остальных генераторов, лежавших рядом в коробке.

Воистину от человеческой глупости и надежды на авось не спасут никакие меры безопасности, особенно, если их регулярно нарушать. Именно поэтому все пилоты всех авиакомпаний так привержены к соблюдению инструкций, в первую очередь по технике безопасности. Инструкции в авиации и пассажирских авиаперевозках создаются в том числе и по результатам выяснения причин предыдущих авиакатастроф, позволяя сделать полеты безопаснее.

Реклама