Чем прославился Владимир Шухов? 3. Роман со сталью

Реклама
Грандмастер

В конце XIX века сталь уверенно становилась конструкционным материалом, необычайно прочным и по-своему красивым. Производство стали во всем мире увеличивалось, она становилась все дешевле. Она перестала быть экзотическим строительным материалом. Стальные мосты уверенно заменяли деревянные, каменные и чугунные. Они оказались не только прочнее прежних, не только дешевле, но легче и даже воздушнее.

Перейти ко второй части статьи

В начале 1890-х годов у инженера Шухова начался «роман со сталью». Фирма под руководством Александра Бари взялась за проектирование железнодорожных мостов. Преимущества инжиниринговой фирмы были налицо. Главный инженер В. Г. Шухов разработал несколько стандартных проектов, которые другие инженеры быстро приспосабливали к любым конкретным условиям.

В результате за последующие 10 лет компания Александра Бари построила 417 железнодорожных мостов. Дешевых, легких и красивых!

А что еще красивого можно было сделать из прочной стали?

Реклама

Тогда же, в начале 1890-х годов, Шухов начал проектировать стеклянные перекрытия над помещениями торгового и транспортного назначения.

Первым проектом такого рода было верхнее остекление торговых галерей в новом здании Верхних торговых рядов в Москве на Красной площади. Сейчас это здание ГУМа.

Верхние торговые ряды имели (да и сейчас имеют) три продольных пассажа шириной около 14 метров и длиной почти в 250 метров. Пассажи были перекрыты сверху дугообразными стальными застекленными конструкциями. Внутри стало сухо, светло и празднично.

Праздничной паутинкой выглядела снизу и ажурная крыша, несмотря на то, что она выдерживала и осенние дожди, и зимние обильные снегопады. Все это увидели все, кто приходил в Верхние торговые ряды после открытия в 1893 году. Да и в наше время стеклянное перекрытие ГУМа, раз увидев, не забудешь.

Реклама

Другая известная застекленная кровля, спроектированная инженером Шуховым — дебаркадер Брянского вокзала в Москве (этот вокзал сейчас называется Киевским).

Сюда приходят и отсюда отправляются дальние пассажирские поезда. Пространство над платформами перекрыто огромными остекленными параболическими арками. Арочное покрытие имеет в длину 320 метров и в высоту 28 метров. Ширина пролета — 48 метров. Под крышей дебаркадера находятся 4 пути для отправляющихся и пребывающих поездов.

Изящество и строгость дебаркадера соответствовали изящной строгости всего здания вокзала, построенного в стиле неоклассицизма. В настоящее время дебаркадер Киевского вокзала существенно перестроен. От шуховского проекта там мало что осталось.

Реклама

Но главную славу инженеру Шухову принесли изобретенные им новые строительные конструкции: сетчатые оболочки и гиперболоидные конструкции. Эти конструкции составлялись из стальных балок. Сетчатые оболочки могли иметь весьма прихотливую форму, хотя составляющие эти оболочки балки были прямыми стальными рельсами.

То же касалось и гиперболоидных конструкций. Они имели весьма необычную и изящную форму, хотя состояли из прямых стальных двутавровых балок. Никакого насилия над материалом — чистая геометрия. А самое главное — несущие напряжения в сетчатых оболочках распределялись по всем составляющим элементам. Не было углов, где бы эти напряжения резко возрастали, подвергая опасности разрушения всю конструкцию.

Реклама

Следует сказать, что именно русский инженер В. Г. Шухов был первым в мире, кто начал применять сетчатые оболочки. Вслед за ним на эти функциональные и эстетические конструкции обратили внимание и другие конструкторы, например, американец Бакминстер Фуллер, научившийся возводить из прямых балок футуристические купола.

На Всероссийской выставке, которая состоялась в 1896 году в Нижнем Новгороде, компания Бари построила восемь объемных выставочных павильонов. Четыре павильона имели цилиндрические крыши, как в Верхних торговых рядах, в четырех других для перекрытия использовались сетчатые оболочки. Среди пряничных павильонов выставки, выполненных в псевдорусском стиле, легкие и высокие сооружения из прочной

Реклама
стали выглядели настоящими инопланетянами. Хотя такого слова в русском языке тогда еще не завелось.

А рядом с ними высилась первая гиперболоидная башня Шухова. Ее высота была 27 метров.

Прикиньте, это высота 9-этажного дома! Башня казалась легкой, без труда взлетающей в высоту. Металлические балки, ее образовывающие, казались тонкими и хрупкими. Между тем это была водонапорная башня, снабжавшая водой всю выставку. На вершину стройной красавицы был водружен тяжелый бак с водой, вес которого превышал 115 тонн.

Казалось невероятным, что эта ажурная конструкция не «складывается» под такой нагрузкой. Еще более невероятным казалось, что эта башня была построена очень быстро и что на ее сооружении трудилась небольшая бригада рабочих! Если бы такую башню складывали из кирпича, строительство потребовало бы нескольких лет, и выглядела бы такая вышка неказисто.

Реклама

Красота гиперболоидной башни Шухова была оценена сразу же. После закрытия выставки ее выкупил Юрий Степанович Нечаев-Мальцов (1834 — 1913), известный русский фабрикант и меценат. Башню разобрали, перевезли в имение Нечаева-Мальцова Полибино (это в нынешней Липецкой области), где снова собрали.

Легкость перемещения такой большой конструкции впечатляла. К тому же на фоне родового дворца XVIII века посланец века XX-го смотрелся очень эффектно. И, может быть, благодаря перемещению в провинцию, первая в мире гиперболоидная башня пережила все пертурбации новейшей истории страны и дожила до нашего времени.

Реклама

Кстати, Ю. С. Нечаев-Мальцов финансировал строительство Музея изящных искусств в Москве (это теперь музей имени А. С. Пушкина). Будучи уже знакомым с творчеством В. Г. Шухова, он заказал ему проект прозрачного перекрытия над строящимся музеем.

После нижегородской выставки компания Бари получила десятки заказов на строительство гиперболоидных башен по всей Российской империи. Большинство из этих башен сохранились в той или иной степени до наших дней, а вот сама империя не устояла. Видать, ее конструкция оказалась неудачной.

Продолжение следует…

Реклама