Инженер - харизматичный образ?

Реклама
Грандмастер

Инженер. Скромный сутулый человек в очках и потёртом шевиотовом костюме, старающийся уберечь в троллейбусной давке обшарпанный тубус с кальками. Пусть. Но он за копеечную зарплату трудится над, может быть, абсолютно нерентабельным проектом и искренне огорчается, когда ему сообщают, что он уволен по сокращению штатов. Ведь свою профессию он выбрал ещё в детстве, и вовсе не из-за славы и денег.

Инженер. Это слово так часто встречается в томиках «Библиотеки приключений» с потёртой позолотой на коленкоровых переплётах. Инженер Сайрес Смит, оказавшийся со своими товарищами на абсолютно отрезанном от мира островке, но не только не упавший духом, а основавший крепкую, первоклассно оснащённую колонию — там было электричество, лифты, плавильные печи, собственное производство шерстяных тканей, гвоздей и проволоки, изделий из стекла, коптильня, пекарня… И товарищи храбро защищали созданное своими руками от пиратов. И юный Ричард ловил каждое слово своего наставника и кумира, и тоже мечтал стать инженером.

Реклама

Или инженер Саразэн, употребивший доставшееся ему многомиллионное наследство от индийской бегумы на то, чтобы воздвигнуть город, где все могут быть здоровыми и счастливыми. И этот город устоял перед всей сокрушительной военной мощью другого города, воздвигнутого профессором Шульце — настоящим фашистом, какого в то время мало кто мого себе представить.

Инженер Робур, создавший удивительный воздушный корабль «Альбатрос». Он не боялся никаких соперников. И пусть страшно безумие его гордыни, когда он решил бросить вызов всем стихиям, но разве не впечатляет дерзость, с которой он появлялся перед многочисленными толпами на другом своём творении — «Грозном», аппарате, способном одинаково быстро передвигаться по земле, в воздушных просторах и толщах океанских вод?

Реклама

Инженер Гарин. Человек низких помыслов, жаждавший богатства и власти. Можно представить, как ужасно, когда огромный талант и удивительная трудоспособность на пределе человеческих возможностей употребляются на служение человеконенавистническим помыслам — под угрозой оказывается вся мудрость, всё добро, накопленное и выстраданное человечеством. Всё это может быть дотла выжжено каким-нибудь гиперболоидом или чем-то ещё более страшным.

Тема могущества инженеров затронута и в японских мультфильмах — аниме. Инженер Эдвард Стим (steam — пар (англ.)) создаёт устройство, заключающее в себе неслыханный энергетический потенциал. Вся эта энергия употребляется для приведения в движение чудовищной летающей цитадели. И, несмотря на весь производимый этим творением безумного гения ужас, сын инженера Стима, талантливый юный Рэй, до последнего остаётся на стороне отца — ведь наука, как он беззаветно верит, служит прежде всего людскому счастью.

Реклама

Согнутый годами и невзгодами Ресиус Дагобел, добровольно забывший своё прошлое, все оставшиеся силы употребляет на обеспечение независимости «Сильваны» — ведь кроме этого корабля, которым командует отважный Алекс Роу, ничто не может противостоять мощи Гильдии, сжимающей в стальном кулаке маленький и хрупкий мир Престейр.

Фантастика всё же происходит из реальности. В конце концов, многие фантасты не могли предвидеть нынешний уровень развития инновационых технологий, потенциал современной электроники. И мало кто мог поверить, что огоромные воздушные корабли станут реальностью, а сейчас в воздушное пространство выходят воздушные гиганты вроде мегааэробуса А-610. Не пройдет и 20 лет, как подобные монстры выйдут на уровень сверзвуковых скоростей. Такой электроники, как на рядовом современном автомобиле, не было на «Хиусе» и «Тахмасибе», на которых герои произведений братьев Стругацких «Страна Багровых Туч» и «Путь на Амальтею» бросали вызов открытому космосу. Капитан Быков крутил верньеры, штурман Крутиков следил за курсом по примитивным приборам, отмечающим показания на бумажной ленте. Им бы борткомпьютер с «Лексуса»!

Реклама

Инженеры всегда были готовы обеспечить фантастов и вообще писателей темами и яркими деталями. Никола Тесла, приехав в Америку без гроша в кармане, создал огромный радиотехнический концерн. Всё, что ему оставляли ненасытные акционеры, он вкладывал в свои удивительные научные изыскания. Однажды он продемонстрировал журналистам лимузин Pierce Arrow, штатная рядная «восьмёрка» которого была заменена электродвигателем постоянного тока. Те восприняли это скептически — перспективы электротранспорта тогда уже признавались нулевыми — малый запас хода, низкие скоростные качества… Но большой лимузин ездил и ездил, достаточно быстро и не требуя подзарядки батарей. Да и батарей на нём не было, а только небольшая чёрная коробка с двумя штырьками. На вопросы, откуда берётся энергия, Тесла загадочно отвечал: «Её так много в окружающем нас пространстве…».

Реклама

Тесла начал строительство циклопической антенны на Лонг-Айленде — он надеялся установить контакт с внеземными цивилизациями. Но здоровье его было подорвано, вскоре он скончался, после войны гигантское ажурное сооружение пустили на слом, а огромный архив инженера-самоучки бесследно пропал вплоть до последнего листка. Но через некоторое время подросток Майк Джадж, ещё не знавший, что ему доведётся осчастливить человечество Бивисом и Батхедом, сидел над самодельным прибором, в который вставил старую индукционную катушку производства «Тесла». Он подставлял руку под её зеленоватое свечение, будучи уверен, что это самая настоящая радиоактивная эманация.

Инженеры мечтали о зданиях до небес, о поселениях в космосе и в океанских глубинах. Они стремились летать выше и дальше. Игорь Сикорский, будучи отчислен из Киевского политехнического института, нашёл поддержку у графа Михаила Владимировича Шидловского и на мощностях Русско-Балтийского вагонного завода организовал производство крупнейшего по тем временам самолёта «Русский Витязь», а затем и ещё более грандиозного «Ильи Муромца». Граф Шидловский свёл эти уникальные машины в первое в истории подразделение дальней боевой авиации. После эмиграции Сикорский строил в США самолёты-амфибии, совершавшие дальние рейсы над бассейном Карибского моря и достаточно успешно выполнявшие тактические задачи в годы 2-й мировой войны. А потом, как всем известно, создал первый годный к применению вертолёт. Его вертолёты-контейнеровозы стали прообразами известных советских машин ОКБ им. Камова.

Реклама

Инженеры Рэд Рэйлтон и Джон Парри Томас были связаны неразрывной дружбой и непримиримым соперничеством в борьбе за мировой рекорд скорости на суше. Томас прославился созданием Leyland Eight — первой на Альбионе машины с рядным восьмицилиндровым мотором. Именно на эту машину взял равнение инженер Август Хорьх во всех своих последующих разработках. Eight мог бы сокрушить Phantom инженера Генри Ройса, но руководство Leyland отдало приоритет тяжёлым грузовикам. После этого марка Leyland появилась на легковой машине только в 60-е — на большом седане для австралийского рынка, который эту машину не принял. Eight при солидных размерах был весьма лёгок, отличался великолепными скоростными показателями, но был крайне сложным и дорогим в производстве. Томас лично стартовал на своём детище во всех крупных гонках, триалах, хилл-климбах. Впоследствии все эти машины пошли на слом, и ни одна не дошла до наших дней.

Реклама

Затем Томас приобрёл у графа Луи Зборовски его рекордный болид Higham Special (Хайэм — поместье графа Зборовски) — авиационный мотор, установленный на шасси грузовика. Модифицировав это ужасающее сооружение, Томас нарёк его Babes. 600 сил позволили при тяжёлой примитивной раме и неразрезных мостах на рессорах достичь результата 268,9 км/ч, перекрыв предыдущий мировой рекорд на 27 км/ч. На следующий год, в 1927-м, инженер Томас предпринял новый старт на Пендинской отмели, где был установлен и предыдущий его рекорд. Он снова разогнался до неимоверной скорости на сыром и плотном после отлива песке, но неожиданно лопнувшая цепь привода ведущих колёс стегнула его по голове, убив наповал. Потрясённые этим событием механики зарыли машину здесь же, на отмели. А Рэд Рэйлтон, получив известие о смерти друга, ликвидировал только что созданную им автомобилестроительную компанию Arab и нашёл работу на фирме Napier, вовсю развернувшей производство авиационных моторов. Один из этих моторов он установил на рекордный болид и несколько раз стартовал на нём. Машина принимала участие даже в шоссейно-кольцевых заездах. Не так давно английская дорожная полиция остановила этот самый болид на обычной дороге местного значения за превышение скорости. Сидевший за рулём джентльмен, примерно одного возраста с машиной, пояснил, что хотел проучить молодого наглеца, подрезавшего его на новеньком Ягуаре. Надо полагать, парень в Ягуаре горько раскаялся в своей самонадеянности.

Реклама

Рекордные болиды тех героических лет вдохновили японского художника, аниматора и дизайнера одежды Рэндзи Мурату на создание ваншипов — удивительных летательных аппаратов из аниме-сериала «Изгнанник». Махиро Маэда, взяв за основу несколько набросков Мураты, не только создал множество моделей ваншипов, в которых угадываются черты рекордных Graham-Paige, Stutz, Duesenberg, Cattaneo, Hotchkiss, Gobron-Brillie, Thomas Babes, Napier Railton, гоночных Zust, S.C.A.T., Kissel, Miller, 300-сильного F.I.A.T. князя Бориса Суханова, стильного спортивного Auburn Speedster, но и показал неповторимую технику их полёта, с «штопорами», молниеносными ускорениями и свободным падением на сотни метров, и конечно, с иммельманами, столь любимыми юным отчаянным Клаусом Баркой. Представьте увенчанный стильной фигуркой капот антикварного гоночного авто, рассекающий воздушные потоки Грандстрима, перемалывающего всё, что имело несчастье в нём оказаться.

Не всякий найдёт мужество признаться в том, что его отец — инженер. Легче тем, у кого отцы — банкиры, директора компаний, менеджеры модельных агентств, продюсеры, содержатели ночных клубов, пускай хоть киллеры. Но не стоит забывать, что слово «инженер» всё-таки происходит от латинского слова ingenium…

Реклама