Чем прославился Владимир Шухов? 2. Роман с нефтью

Реклама
Грандмастер

Первым полигоном, на котором Владимир Шухов испытал свои инженерные умения, был Апшеронский полуостров. Здесь издавна из-под земли сочилась нефть. Люди копали колодцы и вычерпывали оттуда ведрами черно-коричневую резко пахнущую жидкость. Вплоть до XIX века ее сгущали, получая асфальтовую массу, которой скрепляли камни при возведении стен. Ну, и для освещения «земляное масло», петролеум, тоже использовали.

Перейти к первой части статьи

Компания братьев Нобелей пришла сюда, уже четко зная, для чего нужна была нефть. После перегонки из нефти выделяли легкую фракцию — керосин, который горел жарче и ярче, чем сырая, не переработанная нефть. По этой причине керосин был востребован везде в мире. Добыча нефти и ее переработка оказались очень выгодным делом.

Деньги на берегах Каспийского моря закрутились огромные. Посему город Баку разросся молниеносно. К синему морю потянулись зеленые проспекты и бульвары, за деревьями укрывались белые дома, построенные европейскими архитекторами по европейским проектам.

Нефтеперегонные заводы сосредоточились на западном берегу Бакинской бухты. Гарь, грязь, вонь — все удовольствия промышленного района с химическим производством были сосредоточены здесь. Не удивительно, что район этот называли Черным городом.

Реклама

М. Горький писал: «Нефтяные промыслы остались в памяти моей гениально сделанной картиной мрачного ада. Эта картина подавляла все знакомые мне фантастические выдумки устрашенного разума…».

Нефтеперерабатывающий завод компании «Братья Нобели» тоже располагался в Черном городе. Нефтяные же колодцы находились в северном пригороде Баку, который назывался Балаханы.

Реклама

«Техническая компания инженера Бари» взялась проложить нефтепровод «Балаханы — Черный город». Это был первый нефтепровод в России. Руководство строительством осуществлял Владимир Григорьевич Шухов, поступивший компанию в 1877 году в возрасте 24 лет.

Строительство нефтепровода — это не просто прокладка трубы из пункта А в пункт Б. Один из главных вопросов — расчет диаметра трубы при известной мощности перекачивающего насоса. Меньше диаметр — ниже производительность. Больше диаметр — насос не справится с работой, станет «захлебываться», что опять же приведет к снижению производительности.

Опыта по строительству нефтепроводов не было не только в России, но и в мире. Здесь-то и помогла хорошая математическая подготовка, полученная

Реклама
В. Г. Шуховым на студенческой скамье. Расчеты позволили подобрать правильный диаметр трубы: три дюйма.

В конце 1878 года был введен в строй 10-километровый нефтепровод, который окупился в течение года. Компания братьев Нобелей отказалась от перевозки нефти в бочках, на гужевых повозках. Тут же оказалось, что нефтепровод необходимо охранять, потому что его несколько раз пытались разрушить и поджечь те, кто благодаря техническому прогрессу, лишились заработка.

Реклама

Прокладка нефтепроводов в Баку продолжалась. Вскоре Шухов и Бари строят следующий нефтепровод по заказу Г. М. Лианозова. Его длина составляла 12 километров. Нефтепромышленник Георгий Мартынович Лианозов (1835−1907) — личность известная даже в краях, от Баку далеких. Разбогатев на продаже каспийской нефти, он купил к северу от Москвы имение Алтуфьево и основал там дачный поселок, который стал называться Лианозово. В 1960-е годы этот дачный поселок вошел в черту Москвы и стал столичным жилым районом.

В последующие три года В. Г. Шухов построил на Бакинских нефтепромыслах ещё три аналогичных по конструкции нефтепровода: «Балаханы—Суруханский завод», «Суруханский завод—Зыхская коса», «Балаханы—Чёрный город».

Реклама

В. Г. Шухов был, пожалуй, первым из русских инженеров, который, можно сказать, монетизировал свою отличное математическое образование. Он стал основателем нового раздела гидравлики — гидравлики нефти. В своих статьях 1884 года Шухов привёл математические формулы, точно описывающие процессы протекания по трубопроводам вязкой нефти и еще более вязкого мазута. Тем самым была создана классическая теория нефтепроводов.

Реклама

В конце XIX-го, в начале XX-го века срок между разработкой теории и получением из нее практических результатов драматически сократился. В. Г. Шухов разработал проекты первых российских магистральных трубопроводов. Первый из них, «Баку—Батум» протяженностью 883 км, был разработан в 1907-м, а построен в 1930 году. Приблизительно в то же время, в 1928 году, был построен еще один нефтепровод по проекту Шухова — «Грозный—Туапсе», протяженностью 618 км. Взгляните на карту, прикиньте рельеф местности и расстояние и оцените энергию инженерного разума, сумевшего создать такие сооружения.

Работая в Баку, Владимир Шухов также рассчитал и построил первые в мире цилиндрические резервуары-нефтехранилища. До этого для хранения нефти чаще всего рыли в земле ямы или бассейны под открытым небом. Шухов предложил «сворачивать» резервуары из стальных листов. С помощью математических расчетов была определена высота резервуара и толщина его стен. Эти расчеты позволили использовать для нефтехранилищ более тонкий металл, а в верхней части, где давление нефти на стенки становилось ниже, появилась возможность дополнительно сократить их толщину.

Реклама

Основные математические принципы расчетов нефтяных резервуаров Шухов опубликовал в 1883 году. Методика расчетов, которые В. Г. Шухов провел при проектировании резервуаров-нефтехранилищ, оказались применимыми и для строительства первых речных танкеров, с помощью которых компания «Братья Нобели» начала вывозить нефть по Каспию и вверх по Волге в центральные районы России.

Нефть прочно «держала» В. Г. Шухова в своих объятьях и после того, как он покинул Баку. В 1891 году он запатентовал крекинг-процесс получения автомобильного бензина из нефти. Название процесса, крекинг (от английского глагола «to crack» — «ломать»), отражало его суть. Нефть прогонялась через трубы, нагреваемые до температуры 500—600 градусов. При этой температуре без доступа воздуха тяжелые углеводороды с большим молекулярным весом, содержащиеся в нефти, ломаются, распадаются на углеводороды с меньшим молекулярным весом, смесь которых образует бензин и керосин.

Это был первый в мире способ промышленного производства бензина и керосина. Спрос на эти продукты перегонки нефти в конце XIX века неудержимо рос. По дорогам уже начали бегать автомобили. А чем поить этих перспективных детишек?

Продолжение следует…

Реклама