Художник Иван Шишкин: кем он был — новатором или последователем традиции академизма?

Реклама
…Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река — а у него они выходят красиво, как и швейцарские виды.
Студентка Московского училища живописи Комарова

Иван Шишкин занимает почетное место в истории русской живописи. Сказать, что его талант уникален и его живописный гений безграничен — это не сказать ничего. Познакомимся поближе с его творчеством.

И. Шишкин поистине открыл новую землю и новые горизонты в русской живописи. Ведь никто до него не смог так колоритно и красочно, с большой любовью к русской природе описать и впервые поднять в качестве темы в живописи красоту лесных просторов России. Берег реки, дерево у воды, куст на болоте, а также сараи, рыбацкие лодки, телеги и, конечно, растения и встречавшиеся ему крестьяне интересовали великого художника. В этом заключалось его новаторство и новизна в живописи.

В 1872 году Шишкин выступил с картиной «Мачтовый лес в Вятской губернии», которая говорит нам о неразрывной связи произведений живописца с природой родного края. Картина была приобретена П. М. Третьяковым

, и художник Иван Крамской в письме к нему от 10 апреля 1872 года называет картину Шишкина «замечательнейшим произведением русской школы».

Реклама

Иван Шишкин становится одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, где он сдружился с Константином Савицким, Иваном Крамским, Архипом Куинджи.

А до этого были картины «У монастыря» (1870 год, Херсонский областной музей им. А. А. Шовкуненко), «Лес вечером» (1868−69 годы, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Рыбинск) и картина «За грибами» (1870 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Главенствующим мотивом для этих картин стал русский лес, а люди, изображенные на картине, выполняют лишь второстепенную роль.

Но, пожалуй, вершиной творчества Шишкина по праву является картина «Утро в сосновом лесу» (1889 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Присутствие семьи медведей на стволах поваленных деревьев порождает у зрителя ощущение глухости и отдаленности дикого леса. Примечательно, что сюжет этой картины был подсказан художнику

Реклама
К. А. Савицким, причем Савицкий расписался на картине вместе с Шишкиным. Но потом Третьяков, когда приобрел картину, стер подпись Савицкого, оставив авторство только за Шишкиным.

Реклама

Однако творческий путь Ивана Шишкина начинался 28 января 1856 года с момента поступления в Академию художеств. Интересно, что поступление в Академию прошло легко и он сразу выделился среди других учеников своей блестящей подготовленностью и, конечно, незаурядными способностями. Правда, в письмах к родителям он жаловался на холодное равнодушие и презрение к скромному молодому человеку из провинции и, вследствие этого, горькие разочарования, которые он переживал порой, сталкиваясь с миром чиновников Академии.

Когда Шишкин выехал в Западную Европу 27 апреля 1862 года, он написал картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». За эту картину русский художник получил орден Станислава III степени, оказавшись на виду академического начальства.

Реклама

В последние годы он написал ряд знаковых картин, которые и сегодня заставляют нас чувствовать неповторимую красоту природы родного края. Все они легки для восприятия и надолго остаются в нашей памяти. Таковы «Дождь в дубовом лесу» (1891 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Около дачи» (1894 год, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань) и «Корабельная роща» (1898 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).

Особенно хотелось выделить вторую картину. От нее веет неповторимым счастьем солнечного света и знойного лета, отдыхающей на скамье красивой девушки, прикрывшейся от солнца элегантным зонтиком.

Иван Шишкин скончался 8 марта 1898 года в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла только что начатая картина «Лесное царство».

Реклама