Душа России в картинах Левитана, или Какого художника называли «мастером пейзажа настроения»?

Реклама
Грандмастер
С природой одною он жизнью дышал.
(Е. А. Баратынский)

Есть художники, и их много, имена которых светят нам из прошлого, согревают нас. Один из них — Исаак Ильич Левитан. Достаточно произнести это имя, и перед нами встает облик прекрасного человека. Задумчивое лицо, знакомое по серовскому портрету. Темная острая бородка, благородный лоб и глаза, словно обращенные в глубину своей души. Он весь в этом взгляде, вся его короткая печальная жизнь, полная редких радостей, разочарований, гонений и признания. Его недолгая жизнь ушла вся без остатка в живопись. И каждый день ее был отдан творчеству. Внешне она не богата событиями.

Родился Левитан 18 августа 1860 года близ станции Вержболово Ковенской губернии. Семья переехала в Москву, и в 1873 году Левитан поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Он прошел испытания на бедность, одиночество, голод, но огромная любовь к искусству и талант выделяли Левитана среди многих его соучеников, занимавшихся в мастерской Саврасова, затем у Поленова. А на ученических выставках его работы часто отмечались Малыми серебряными медалями. В 1880 году приходит первый большой успех: картину «Осенний день. Сокольники» приобретает П. Третьяков.

Реклама

В 1885 году, будучи членом Товарищества передвижных выставок, Левитан получает по окончании училища диплом неклассного художника. Затем были четыре поездки на Волгу, имевшие огромное значение в становлении его как художника, создание картин «Вечер на Волге», «Осень. Мельница», «Первая зелень. Май», также приобретенных Третьяковым. Потом появились: «Березовая роща», «Вечер. Золотой Плес» и «После дождя. Плес», в которых Левитан показал себя уже большим мастером живописи.

Поездки за границу, последовавшие потом, не принесли Левитану удовлетворения, и он вернулся в Россию. Результатом новой поездки на Волгу явилась картина «Тихая обитель», которую так любил сам Левитан. Пейзаж был встречен восторженно. В 1892 году закончена картина «У омута», написаны «Вечерний звон» и одно из лучших созданий Левитана — «Владимирка». С огромной силой прозвучала здесь любимая художником тема дороги. Это печально известная дорога, по которой сотни лет гнали арестантов на каторгу, над которой веками не утихал кандальный звон. Полоса земли и небо. Бескрайние дали. Голубец у дороги и одинокая фигура странницы. И церковка маленькая, затерянная вдали среди бескрайних просторов, светлая капелька, которую едва высветил луч с темного неба. Несколько маленьких, чахлых деревцев еле видны далеко впереди. И все. Поражает мастерство художника, которому было немногим более 20 лет. Через год было создано грандиозное полотно «Над вечным покоем».

Реклама

Картины Левитана с детства вошли в нашу жизнь, хотя написаны более ста лет тому назад. В них душа России, ее природа, ее грусть.

Да, Россию не понять умом, но ее можно понять, рассматривая произведения Левитана. В его пейзажах всегда поражает простота мотива и исполнения, соединенные с высоким мастерством и безупречным вкусом. Поражает его умение отобрать и обобщить виденное. И никакого желания удивить, ошеломить, оглушить многоцветьем. И то, что отличает большого художника, — умение так много сказать в мотиве, виденном всеми, показать новое, что ускользнуло от других. Посмотрите на репродукцию «Летний вечер» — и вы поразитесь тому, что может создать талант художника из самого незатейливого уголка природы. Вечер. Развалившиеся ворота. Полоска дальнего леса. Но это такая поэзия, такая природа!

Реклама

Умением не все сказать Левитан обладал в высокой степени. Эта недоговоренность вызывает необходимость обратной связи зрителя и художника, необходимость додумывания зрителем картин, активного их восприятия. А маленькие этюды Левитана! В них все, что должно быть в картине, — образ, обобщение, цельность. Его крупные пейзажи («Март», «Владимировка»), воспринимаются так же легко, как и этюды. Многие из этюдов Левитана легли в основу будущих картин художника. «Мастер пейзажа настроения» называли его друзья и почитатели. Но, пребывая в любом настроении, картины Левитана облагородят ваше состояние: грусть превратят в светлую естественность природы, пробудят жажду жизни.

Реклама

Обращали ли вы внимание на акварели Левитана? Они немногочисленны в творчестве художника, но несут в себе качества, присущие его лучшим работа, «Осеннее утро. Туман» и «Осенний пейзаж». Состояние природы передано с изумительным чувством и мастерством. Непохожи изобразительные средства в той и другой работах, но в каждой из них они соответствуют мотиву. Мягкость, размытость контуров в «Тумане» и четкость изящество линий в «Осени». Утонченность и точность в ажуре деревьев, прозрачность, кристальность как бы замерзшего осеннего воздуха! И главное — ощущение осени. Ясность далей, бледное небо, свежесть, тишина на холмах и в лесах.

Его картины созвучны стихам Тютчева и Фета, мелодиям Рахманинова и Чайковского! Некоторые пейзажи вызывают прямые аналогии. Летом прошлого года в Русском музее я долго стояла перед «Озером». И слышались мне торжественные, просветленные звуки Второго рахманиновского концерта. И дело, конечно, не в совпадении во времени, но в чувствах, рождаемых этими творениями.

Реклама

Восторг, любовь, грусть вливались в полотна Левитана сто лет назад, и вот оно, чудо искусства, — с тех пор они льются с его картин, заставляя сжиматься сердца тысяч людей, радоваться и грустить. За всем этим стоит огромный труд и тонкое чувство природы, которое Паустовский называл «шестым чувством». С природой нерасторжимо связан весь мир художника. Он уходил в природу, и она давала ему все, помогала забыть горечь и усталость, обиды и неудачи, тяжесть потерь и болезнь. Она дарила ему минуты тихой радости.

Природа ответила Левитану взаимностью. Она радуется и страдает на полотнах художника, она раскрывается в самых обыденных и простых, много говорящих, дорогих каждому родных мотивах. И сколько их уже навсегда соединяются у нас с его именем! «Левитановский пейзаж» — это понятие прочно вошло в нашу жизнь. Эти пейзажи живут в нашем сознании неотъемлемо, как родная земля.

Реклама

«Нет лучше страны, чем Россия!» — писал Левитан Васнецову из Франции. Об этой любви говорит каждая картина Левитана, каждый его набросок. И мы опять идем к Левитану, чтобы задуматься, сострадать, восхищаться, пережить вновь чувства, когда-то уже испытанные, открыть новое в давно виденном.

Монументальность вспыхнет в конце его пути снова, с огромной силой, в последнем полотне — «Озеро» («Русь»). Гимн жизни и прощание с ней. Левитан воспел Родину истинно, всем своим творчеством, всем своим существом. 4 августа 1900 года художника не стало. Ему было тридцать девять лет.

Нет искусства старого и нового, но есть живое и мертвое. Истинное искусство бессмертно. Все шумное уходит, а остаются творения, которые помогают нам жить и быть добрее. Уходят художники, но картины хранят биение их сердец.

Реклама