Мы как бы возвращаемся в безоблачное детство, и перед нами открываются сто дорог познания бытия. И тяжкий груз разочарований и забот, обид и сожалений, утраченных надежд и иллюзий на время оставляет нас. Мы, попадая под магию картин художника, обретаем неразрывную связь эпох и поколений.
Первая известная картина, которая вспоминается и неразрывно связана с именем Брюллова, это, конечно, «Последний день Помпеи», написанная им в 1833 году. И тут надо отметить, что восторгам и ликованию современников не было предела. Картине аплодировали вся Европа и Россия.
Пушкин не может удержаться, чтобы не скопировать отдельные фрагменты в свои знаменитые тетради, и посвящает ей стихи. Гоголь пишет восторженную статью. Сам император награждает художника орденом Святой Анны 3-й степени. Уже больной и стареющий Вальтер Скотт, понимавший, что ему осталось немного жить на Земле, захотел посмотреть перед своим уходом из жизни эту картину Брюллова и посетил его мастерскую. В. Скотт был очень впечатлен почти законченной на тот момент работой художника.
А затем, уже весной 1836 года, Брюллов прибывает в Москву. Москва встретила его с неподдельным восторгом, бесконечным чествованиям нет предела. Брюллов уходит с головой в балы, постепенно погружается в болото непомерного восторга и лести, совершенно позабыв о работе. Самое интересное при этом заключалось в том, что нашелся всего лишь один друг,
Брюллов уже никогда не сможет подняться до высот «Последнего дня Помпеи», хотя еще немало его работ будут привлекать большой интерес соотечественников. Казалось, что после такого триумфа художник должен был написать еще более величественное полотно, однако злодейка-судьба поступила иначе!
Как странно и несправедливо устроена жизнь, и как — опять же несправедливо — фортуна отвернулась от Брюллова. В этот период творчества мастер живописизарекомендовал себя как автор прекрасных портретов виднейших представителей русской культуры.
«Портрет графа Алексея Алексеевича Перовского», «Портрет
Но, пожалуй, особенно можно выделить его «Автопортрет», написанный им в 1848 году. С полотна на нас смотрит уставший от жизни человек, которому осталось прожить еще четыре года.
Конечно, в рамках статьи трудно передать все величие и громадность творчества Брюллова. Как говорил Козьма Прутков: «Нельзя объять необъятное». И все же автор статьи надеется, что ему удалось заинтересовать читателя изученим живописи Карла Брюллова.