Карл Брюллов: в чём романтизм его картин? К 210-летию со дня рождения живописца

Реклама
Грандмастер

Карл Брюллов родился 23 декабря 1799 года. В 1822 году он окончил Петербургскую Академию художеств по классу исторической живописи и был отправлен в Италию в качестве пенсионера Общества поощрения художников, где прожил до 1835 года.

В Риме им было написано несколько жизнерадостных, эффектных по живописи, с явным романтизмом по своему общему замыслу картин, хранящих твердую основу школы классицизма: простую композицию, блестящий рисунок, отчетливость построения объемной формы. Одна за другой появляются лирическая «Эрминия у пастухов», более сочный по живописи, более непосредственный по восприятию натуры «Полдень» и, наконец, «Вирсавия».

Глубокая, теплая тень развесистого дерева. Сияние обнаженного тела, по которому скользят рефлексы от освещенной воды, насыщенные красные и синие тона богатого восточного наряда, темная кожа маленькой негритянки, оттеняющая белизну тела Вирсавии, — во всем чувствуется художник-романтик, ищущий ярких экзотических эффектов.

Реклама

Главным произведением Брюллова современники единодушно считали большое историческое полотно «Последний день Помпеи». Художник представил зрелище трагической гибели людей в момент катастрофы. Драматизм сюжета, по мнению Герцена, был своеобразным отголоском революционных событий середины 1820 годов в России и той атмосферы политической реакции, которая установилась здесь после подавления восстания декабристов.

Замысел этой картины основан на романтическом контрасте между совершенством людей и неизбежностью их гибели. Многие современники, в том числе и Н. В. Гоголь, считали, что моральная и физическая красота героев «Последнего дня Помпеи» оказывалась при этом более действенной и впечатляющей, нежели трагизм тех обстоятельств, в которые они были ввергнуты. В физически совершенных, исполненных душевного благородства персонажах картины чувствуется отзвук той веры в чудесную природу человека, которая свойственна лучшим людям первой половины XIX века.

Реклама

Историзм «Последнего дня Помпеи» был шагом вперед в искусстве России. В поле зрения живописца впервые попадают судьбы народа. Новым для русской исторической картины явилась и та мера внимания, которую Брюллов уделил обстановке действия, наблюдаемой им в натуре, на раскопках Помпеи. Новым было и желание художника к правдоподобию исторической специфики происходящего. Эти особенности его знаменитого полотна явились теми достижениями, которые принес в русскую историческую живопись романтизм. «Последний день Помпеи» и для самого Брюллова-историка был наибольшим достижением.

Карл Брюллов был очень популярным портретистом своего времени. У него есть портреты, где человек представлен во весь рост, с изображением многочисленных аксессуаров, и портреты более простые по замыслу, погрудные, поколенные. Он оставил после себя также множество превосходных портретов, исполненных карандашом и акварелью.

Реклама

В работе Брюллова-портретиста ощутим присущий эпохе процесс формирования в недрах романтизма 1830−1840 годов непосредственного восприятия модели в ее конкретных социальных чертах. Портреты, написанные во время пребывания Брюллова в Италии, в целом романтичные по своему замыслу. Таков «Автопортрет», созданный в период работы над «Последним днем Помпеи» и представляющий собой образ молодого художника в картине, с ящиком красок и кистей на голове. Портрет, явно отражает черты красивой и гордой личности, стоящей выше окружающего мира.

Часто, когда человек по-настоящему увлекал Брюллова, он создавал превосходные романтические портреты. Такова «Всадница» — портрет Амацилии и Джованины Пачини, воспитанниц графини

Реклама
Ю. П. Самойловой. Горделивость позы девушки, холодное сияние белого и голубого в ее одежде, плавный изгиб прозрачной зеленой вуали, создающей своеобразный ореол вокруг лица, — все это придает зрелищу романтическую приподнятость.

К числу лучших парадных полотен Брюллова относятся также портреты: графини Ю. П. Самойловой с Джованиной и арапчонком и ее же портрет с воспитанницей Амацилией в маскараде. Последний портрет в насыщенном цветовом контрасте синего и красного раскрывает яркий образ одной из известных светских женщин своего времени, отличавшейся оригинальностью и независимостью натуры. Простота композиции, лаконизм цветового звучания немногочисленных насыщенных тонов придает полотну большую декоративную выразительность, почти монументальность. Открытое лицо модели в обрамлении густых черных волос, на фоне ярко-красного занавеса, ее одеяние маскарадной королевы, ниспадающее складками, ее загадочная юная спутница в восточном костюме — все это придает образу яркий романтический колорит.

Реклама

Типичен для Брюллова и «автопортрет» 1848 года. Подчеркнутый артистизм внешности художника, душевная подавленность, усталость и разочарование, проступающие в его болезненном лице с голубоватыми тенями, — во всем этом много черт, присущих именно романтическому образу.

Одновременно с работой над романтическими образами Брюллов создает ряд портретов, где дает яркую конкретную характеристику модели, раскрывающую ее реальный жизненный облик. Романтическое начало при этом выражается в акцентировке эмоциональной жизни человека, в темпераменте, с которым живописец воссоздает его облик на полотне, в насыщенности и напряженности цветового решения.

Таков, например «Портрет Н. В.

Реклама
Кукольника», где образ романтического поэта становится почти что пародийным, настолько ярко и сочно раскрыты здесь противоречивые черты модели. Перед нами Кукольник — модный поэт, Кукольник — жуир и Кукольник артист, восприимчивый и чуткий ценитель искусства. Человек, с которым могли делиться своими творческими планами Глинка и Брюллов. Непосредственное восприятие личности и ее внутренней противоречивости убедительно в портретах издателя художественной газеты А. Н. Струговщикова и поэта В. А. Жуковского.

Карл Брюллов известен также как блестящий мастер карандашного и, в особенности, акварельного рисунка.

Реклама