История минного оружия. В чем было одно из преимуществ СССР перед Германией в 1941–1945 году?

Реклама
Грандмастер

Вторая мировая война получила название «войны моторов». А моторам нужно горючее, моторы нужно ремонтировать. Для вооружений нужны просто эшелоны и эшелоны боеприпасов и горючего. В чем же в этой войне СССР имел преимущество перед врагом?

Советские саперы с миноискателями ВИМ-203 проверяют дорогу под Сталинградом

Перейти к предыдущей части статьи

Когда танки наступают на подготовленную оборону противника, перед ними вполне могут оказаться минные поля. Саперы обороняющейся стороны их ставят, а саперы наступающей стороны под огнем противника стараются их снять или обезвредить. От того, какие мины составляют данное минное поле, зависит тактика действий саперов.

Мины бывают противотанковые и противопехотные. Еще выделяют мины специальные. Видов специальных мин во взрывном деле — огромное количество, тут мины и противоавтомобильные, и противотранспортные, и противопоездные (железнодорожные), и противодесантные, и сигнальные…

Ограничимся для простоты одними противотанковыми минами.

В СССР и в Германии такие мины начали разрабатывать с начала 30-х годов. Естественно, что Германия обладала в то время более мощным инженерным потенциалом, а потому мины были разработаны быстро и отлично — под цели намечающегося блицкрига.

Реклама

На вооружение Вермахта была принята мина TMi-35. Она была металлической, имела форму чечевицы, весила около 10 кг, из которых на долю взрывчатки приходилось около 6 кг. Это была идеальная мина для блицкрига.

Реклама

Вот танковые клинья Панцеваффе рвутся вперед. Разведка Люфтваффе предупреждает — впереди танки врага. Пехота прыгает с грузовиков, быстро окапывается. Саперы быстро и ловко ставят минные поля. Враг нападает, попадает на мины, его танки горят, из тыла немецких позиций по ним бьет артиллерия, из засад им в борта стреляют маленькие 37-миллиметровые противотанковые пушечки.

Отбив глупые попытки помешать победному шествию непобедимого Вермахта, разбив врага и собравшись в колонны, враг продолжает свое победное шествие. Последними на былом поле боя остаются саперы. Они быстро и аккуратно снимают уже ненужные минные поля, кладут не сработавшие мины обратно в ящики, грузят на грузовики и следуют к победе за колоннами своих кригс-камерадов.

Реклама

От мины в такой войне требовалось, чтобы она:

  1. Надежно лишала подвижности танк врага.
  2. Легко ставилась.
  3. Легко обнаруживалась миноискателем и снималась.
  4. Была многоразовой, дабы ей не вредил цикл «закопал в землю — продержал в земле день или неделю — выкопал, и она снова готова к работе».
Реклама

Мина TMi-35 подходила по всем параметрам. Один лишь недостаток она имела — была весьма дорога в изготовлении. Ну, ведь капиталист себе в убыток работать не может. А в ходе войны с СССР выяснился еще один ее недостаток: на ее производство требовалась тонко катаная сталь и ряд других материалов, которые в ходе затянувшейся войны быстро стали остродефицитными.

А запас мин, заготовленных для войны, истаял в 1941 году довольно быстро. И восстановить его было слишком сложно. В 1942 году появилась мина TMi-42, она же «Теллермине» или мина-тарелка, названная так за свою форму. Она была значительно проще своей предшественницы, но все равно требовала тонко катаной стали.

Реклама

А в СССР пошли другим путем. Вначале против танков ставили мины ЯМ-5. Большая деревянная коробка, вроде посылочной, внутри взрывчатка и нажимной взрыватель МУВ (утверждают, что в 1942 году немцы наладили выпуск этого взрывателя для своих противотанковых мин под названием ZZ-42).

Реклама

Мина ЯМ-5 была неудобна в установке и опасна, когда ее снимают с боевого взвода. Вместо нее сначала появилась ТМД-Б, а к 1944 году — ТМД-44. Это тоже были деревянные ящички — просто подход к взрывателю в них был оптимизирован, его прикрывала стеклянная пробка. Такие мины сколачивали в простых столярных мастерских, только снаряжение их требовало осторожности и специальных знаний.

Была еще мина ТМ-41. Она была похожа на кастрюлю. Делали ее на том же оборудовании. Вместо кастрюль. Ну, разумеется, к снаряжению мины тоже требовался умелый и осторожный подход.

В 1941—1942 годы названные мины с гарантией разбивали гусеницу наехавшего на них танка противника. А вот в 1943-м выяснилось, что Т-5 и Т-6, если наехали на край, могли сохранить подвижность, хоть и на поврежденной гусенице. Узнав об этом, советские саперы просто стали подкладывать под мину еще 2−3 шашки, увеличивая общее количество взрывчатки примерно на 1 кг. Усовершенствованные таким образом мины с гарантией взрывали гусеницы и у «Пантер», и у «Тигров».

Реклама

Так в чем же было преимущество СССР перед Германией? В СССР конструкторы военного дела, создавая новые мины, пушки, самолеты и пр., не думали о том, что создаваемое должно принести наибольшую прибыль.

Реклама

Если бы немецкие конструкторы стремились сделать оружие или боеприпасы подешевле и побольше, уверен, у них бы это получилось намного лучше, чем в СССР. Но это было невозможно, военное производство Германии должно было приносить максимально возможную прибыль своему владельцу. Ведь война нашими оппонентами рассматривалась как средство максимального обогащения. Как сказал великий Гёте:

Разбой, торговля и война
Не все ль равно? Их цель одна!

За время производства пушек ЗИС-3 трудоемкость их производства уменьшилась в 3 раза! Советские противотанковые мины требовали для своего производства в 10 раз меньше человеко-часов и не требовали тонко катаных сталей и дефицитных цветных металлов. Стимул сделать оружие или боеприпасы к нему дешевле существовал только в СССР. Бизнесмены Германии на производстве оружия и боеприпасов просто делали деньги. И в войне с СССР это стало одной из причин их поражения.

Реклама