Что мы знаем о керамической плитке?

Реклама
Грандмастер

История не сохранила для нас имя человека, который первым придумал делать керамическую плитку с рисунком, да ещё и для того, чтобы потом приклеивать ее к стене. Одно известно точно: керамическая плитка существует уже второе тысячелетие.

В Европе плитка известна где-то с VIII столетия, использовалась она в храмах либо в домах очень состоятельных людей. На Руси керамическая плитка появилась позже — примерно в ХI веке. Использовалась она тогда для украшения каменных православных храмов. И у нас прижилось для плитки название «изразец».

Интересно, что «предками» современной плитки были так называемые «кафли» (от немецкого Kachel) — белые или цветные пластины с узорами (или даже небольшой лепниной).

Реклама

Долгое время плитка стоила огромных денег. По сути, в давние времена она была произведением искусства, штучным товаром. Поэтому и позволить её установку могли немногие.

В старину глину для плитки брали специальную, и на её поиски мог уйти не один день. Добытая глина нужного качества лежала в определённых местах по несколько лет, и всё это время её переворачивали, разминали и удаляли ненужные примеси.

После этого «отлёживания» глину использовали по назначению — заполняли ею деревянные и иногда глиняные формы. Сзади к будущему изразцу примазывали рамку. Эта рамка имела с обратной стороны вид коробки и нужна была для того, чтобы туда помещали вяжущий (кладочный) раствор.

Реклама

После формовки плитки сушили. Так как глина имеет свойство коробиться при сушке, то мастера следили за процессом и заделывали щели специальными колотушками на чугунной или каменной плите. Затем плитку отправляли на окончательную сушку, а точнее — обжиг.

Реклама

Если изделие нужно было иметь цветным, его покрывали специальным раствором либо красили. При обжиге краска спекалась с глиной, и получался красивый прочный рисунок.

До середины ХIХ столетия изразцы относились, скорее, к предметам роскоши. Но в немецком городе Метлахе придумали, как производить напольную плитку из простой и доступной глины. Продукция на выходе получалась весьма качественной, а первое время такие изделия именовали метлахской плиткой. Эта плитка по стоимости уже была гораздо доступнее.

В ХХ столетии производство разнообразной плитки поставили на поток многочисленные предприятия во всём мире. Да и краски тогда стали другие. Причём они бывают двух основных типов.

Реклама

  • Первый тип — смесь жаростойких минеральных пигментов с легкосплавными стёклами, что весьма актуально при обжиге.
  • Второй тип состоит из качественных минеральных пигментов с глазурями и керамической массой.

Современная керамическая плитка — это смесь сразу нескольких компонентов. Если в старину полувысохшую плитку подправляли деревяшкой, то теперь при производстве в материал добавляют тальк, полевой шпат и доменные шлаки (либо отходы фосфорного производства). Это существенно снижает вероятность растрескивания при обжиге, так как понижается сама температура обжига.

В материал для плитки для повышения стойкости цвета успешно добавляют флюсы. Последние бывают как бесцветные, так и цветные.

Что и говорить — меняются времена, меняются технологии. Современная плитка на хорошо оборудованном заводе производится буквально за час. А служить она может десятилетиями…

Реклама