О чем расскажет штрих-код? Штрихи к портрету товара

Реклама
Мастер

Когда-то, в конце 80-х, в начале 90-х годов, товарный штрих-код был в новинку, он только-только начинал входить в жизнь рядового российского покупателя и воспринимался как некая иностранная экзотика. Но время идёт, штрих-код в XXI веке стал явлением рядовым и штриховая маркировка на этикетке товара ни у кого больше не вызывает недоумения. Но знаем ли мы, что стоит за привычными нам штрихами?

Международные системы кодирования

В мире существует несколько систем кодирования информации о товаре. Наиболее известные: Европейская — EAN (European Article Number), американская UPC (Universal Product Code). Большинству изделий, выпущенных в мире, присваивается номер, чаще всего состоящий из 13 цифр (EAN-13), но может также применяться 8-цифровая система (ЕAN-8) — для товаров, на которых из-за размеров просто технически невозможно разместить более длинный штрих-код.

Системы UPC и EAN получили самое широкое распространение. На сегодняшний день ими кодируется: в США — до 90% всех выпускаемых товаров, 80% - в ФРГ, около 70% - во Франции, почти 50% - в Швеции.

Реклама

Комплекс европейских стандартов «Штриховое кодирование» включает также другие кодовые системы, например: «Codabar». Среди международных кодов есть и принятые в 1996—1997 годах Госстандартом России «Код 2 из 5 чередующихся», «Код 39», «Код 128», «Код PDF 417. Но все они не имеют такого широкого хождения, как коды UPC и EAN.

Информация из штрих-кода

Первые цифры, если читать слева направо, означают страну происхождения, изготовителя или продавца.

Следующие пять цифр — предприятие-изготовитель. Возможен вариант, когда для кода страны-изготовителя отводится три знака, а для кода предприятия — четыре.

Ещё пять цифр — это наименование товара, его потребительские свойства, размеры, масса цвет.

Реклама

Последняя цифра — контрольная, используется для проверки правильности считывания кода сканером. Если контрольная цифра не совпадает, то товар является контрафактным.

Примеры кодов

Реклама

За нашей страной закреплено десять трехзначных кодов, их ещё называют префиксами — с 460 до 469.

С 00 до 13 — коды США и Канады. С 30 до 37 — Франция, с 400 до 440 — ФРГ, с 80 до 83 — Италия, 90 и 91 — Австрия.

Еще примеры: 50 — Великобритания, 54 — Бельгия и Люксембург, 56(0) — Португалия, 529 — Кипр, 520 — Греция, 729 — Израиль, 73 — Швеция, 76 — Швейцария, 87 — Нидерланды, 93 — Австралия, 94 — Новая Зеландия.

Некоторые нюансы

Казалось бы, все очень просто: если штриховой код на приобретаемом телевизоре не начинается с «49» или с «45», а продавец уверяет, что изделие японское, то он врёт. Но в действительности такому несоответствию можно дать ряд вполне законных объяснений.

Реклама

  1. Первое: это код страны, куда фирма поставляет основной поток продукции и где была зарегистрирована.
  2. Второе: в стране, обозначенной кодом, находится дочернее предприятие фирмы.
  3. Третье: товар изготовлен в другой стране по лицензии. Например французские духи с маркировкой «Made in France» могут быть изготовлены по лицензии Турцией, что и отражает цифра штрих-кода.

В этой связи хочется посоветовать покупателю обратить внимание на значок «> «- он помещается в конце штрих-кода за контрольной цифрой. Это знак товара, изготовленного по лицензии.

Также будет любопытно узнать, что стандартной системы обозначения товара (5 цифр или 3, следующих за кодом предприятия) не существует. Что один производитель маркирует как духи, другой может маркировать как зубную пасту.

Реклама

Контрольная цифра

Как уже говорилось, последняя цифра штрих-кода, крайняя правая — это контрольный знак. Обычно при проверке сканером такой показатель считывается автоматически. Однако не очень сложно проделать контрольное считывание вручную. Например, с помощью калькулятора.

Реклама

Сначала складываем цифры на нечетных позициях. Допустим, это 4+0+9+2+6+6, получается 27.

Потом переходим к четным позициям. Здесь действия такие: складываем цифры (6+0+0+0+2+8), полученный результат умножаем на 3 (16Х3), получаем 48.

Теперь складываем первое полученное число и второе — 27+48=75. В полученном числе берём последнюю цифру — здесь, к примеру, это 5.

Она должна совпадать с последней цифрой штрих-кода. Если у вас все совпало, товар неподдельный и произведен законно.

Сегодня довольно затруднительно встретить продукцию, не помеченную штрих-кодом. Прежде всего наличие штрихового кода упрощает в разы процесс автоматизированной обработки и учёта множества товаров, которым заполнен современный рынок. Но в то же время и простой потребитель может почерпнуть полезную для себя информацию из, казалось бы, бессмысленного сочетания цифр и штрихов.

Реклама