Штрих-коды. Как их дизайн превратился в искусство?

Реклама
Грандмастер

Что человеку в руки ни дай, он неизменно начнет это переиначивать. Во-первых, чтобы лучше функционировало, а во-вторых, чтобы красивее выглядело. Иногда одно обусловлено другим. Известна фраза А. Н. Туполева «Что красиво, то и летает», которая коррелирует с высказыванием К. С. Станиславского «Что неудобно, то в большинстве случаев и некрасиво».

Перейти к предыдущей части статьи

Штрих-коды в высшей степени функциональны. Для того и делались. Красивы ли они? Нет, конечно. Для человеческого глаза эти «узоры» на товарах практически неотличимы один от другого. Люди поручили их чтение автоматическим приборам и перестали обращать на них внимание.

Это неправильно — решили промышленные дизайнеры.

Вообще-то, промышленные дизайнеры — люди странной профессии. Они принимают участие в процессе проектирования устройств, но «кишки», техническое наполнение, их не интересует. Наполнение их не интересует, а вот исполнение — это как раз их специальность. Если самолет должен полететь, он должен выглядеть красиво. Так переформулировали они для себя высказывание

Реклама
А. Н. Туполева. И, черт возьми, по-своему эти ребята правы.

Покупая автомобиль, мы ориентируемся не только на технические данные «тачки», но и на ее внешний вид. Наша любимая должна соответствовать общепринятым критериям красоты, но чем-то немного выделяться. Вот эти критерии красоты и создают работники промышленного дизайна. За «чем-то выделяться» они тоже в ответе.

Реклама

Да что там дорогие автомобили! Стандартные обитатели нашей кухни — ножи и ложки, стаканы чашки и сковородки — имеют немного другой вид, чем та же посуда, проживавшая на кухнях наших мам и бабушек. Другие материалы, другие технологии, другие формы, другая функциональность, в конце концов.

Так вот, в 2004 году японская дизайнерская фирма «Design Barcode» обратила внимание на штрих-код — функциональную, но невзрачную деталь любого товара. И сделала невзрачную деталь «взрачной». С их легкой японской руки штрих-код, не потеряв своей функциональности, стал оригинальной деталью оформления. И в некотором смысле рекламой продукта или фирмы, этот продукт производящей. Здесь срабатывает эффект, действующий при покупке автомобиля. При прочих равных (а иногда и неравных) условиях люди склонны к покупке того, что привлекло их внимание.

Реклама

Дизайн штрих-кодов превратился в самостоятельную отрасль дизайна и даже в отрасль искусства, которое так и назвали:

Реклама
«Barcode Art». Основатель этого направления в графике Скотт Блейк (Scott Blake) стал использовать штрих-коды для создания масштабных картин знаменитых людей.

Собственно говоря, Блейк использовал стандартный прием поп-арта: превратить обычный, повседневный, предмет в предмет искусства.

В зависимости от взаимного положения черных и белых штрихов метка штрих-кода издалека выглядит как кусочек мозаики серого цвета различной степени интенсивности. И это не 50 оттенков серого, а гораздо больше! Вот из этой своеобразной смальты Скотт Блейк стал выкладывать свои картины. Это были большого размера (приблизительно 2 на 2 метра) портреты знаменитостей: Мэрилин Монро, Брюса Ли, Арнольда Шварценеггера, Мао Цзэдуна.

Реклама

Столь необычное применение обычного предмета принесло художнику свой кусочек славы.

Честно говоря, у человека советской эпохи портреты, созданные Скоттом Блейком, вызывают ностальгические чувства. В 1970-х годах на многих предприятиях можно было увидеть подобное творчество местного вычислительного центра: распечатки различных картинок, начиная от леонардовской Джоконды и вплоть до моделей «Плейбоя». Естественно, в серых тонах. Мечтать о цветном принтере в период построения коммунизма не приходилось.

Несмотря на кажущуюся стандартность приема, изготовление портретов знаменитостей из штрих-кодов внесло новую струю в эту область графики. Ведь штрих-код — источник информации. Если рассматривать портрет, скажем, Мэрилин Монро не издалека, а на расстоянии вытянутой руки, а эту руку вооружить сканером для считывания штрих-кодов, то каждый считанный таким образом код может быть ключом к элементам огромной базы данных медиа-информации. В результате на экране телевизора, стоящего рядом с картиной, можно увидеть знаменитые фрагменты из знаменитых кинофильмов (не только черно-белых) и услышать ностальгические песни тех славных времен.

Что еще почитать по теме?

О чем расскажет штрих-код?
Что такое штрих-код и зачем он нужен?
Что такое QR-код?

Реклама