Наблюдение за птицами в их естественной среде обитания получило свое название бёрдвотчинг — от английских слов «bird» (птица) и «watching» (смотреть, наблюдать). В таком варианте оно выдавливает (или уже выдавило?) из русскоязычной среды название «орнитологи-любители», которое еще с середины прошлого века закрепилось за теми, кому нравится наблюдать за птицами.
Бёрдвотчинг является скорее любительской, нежели профессиональной орнитологией, так как занимаются им обычные любители (бёрдвотчеры), получающие эстетическое удовольствие и новые эмоции и являющиеся, по сути дела, коллекционерами впечатлений.
Естественное для людей стремление зафиксировать свои впечатления в конкретной материальной форме привело к развитию бёрдвотчинга и появлению фотобёрдинга — фотографированию птиц в естественных условиях. Последний приобретает все большие и большие масштабы. Такая фотоохота может выступать как недорогое хобби — современные гаджеты позволяют даже начинающему фотобёрдеру при любой погоде в любом месте и в любое время суток сделать фото или заснять видео, которые окажутся настолько оригинальными, что ими захочется поделиться.
И вот тогда помимо полученного удовольствия придет черед саморазвития. Вполне допустимо, что о наблюдаемых и запечатленных птицах наблюдатель не будет ничего (либо очень мало) знать. Прежде чем выложить фото или видеоролик, наблюдатель обязательно должен изучить тот или иной определитель птиц, уточнить, какие виды он наблюдал, и сопроводить свои наблюдения соответствующей информацией. Не сомневаюсь, что при этом он и сам узнает много нового и интересного.
Публикацию я предварил заглавным фото с ритуальным кормлением чаек по пути к острову Тасос. Многочисленные туристы, считающие необходимым покормить птиц с рук, создали естественную для чаек среду обитания: стоит только парому отчалить от берега, как чайки начинают следовать параллельным курсом.
В моих фото-закромах нашлось и вот это фото подкормки синичек сливочным маслом.
Почему маслом?
Бытует много мнений о кормлении птиц. Так меня укоряли за то, что в холодную зиму 91-го года в старинной усадьбе Подмосковья я подкармливал синичек и примкнувших к ним поползня и дятла кусочками домашнего сала. Мол, нельзя птицам соленое сало, они после него много пьют и на морозе погибают.
Поэтому, когда заметил, что по оконному карнизу рыскают в поиске пищи голодные синицы, выложил им кусочек сливочного масла, обычного несоленого…
А вот мнение орнитолога Владимира Горячева, которое я узнал при подготовке статьи:
«Птицы в Москве зимой погибают не от холода или голода, а от недостатка соли в организме. Потому что питья нормального нет, а снег — это дистиллированная вода. Организм слабеет и к птице начинают липнуть всякие болячки. Летом я рекомендую птиц вообще не кормить. Потому что они привыкают к халяве и перестают искать пищу самостоятельно. Зимой, конечно, нужно подкармливать. И только через кормушку. Сырые семечки, сало, пшеница, овес…»
Реклама
…меня успокоило — все я делал правильно!
Но и масло тоже понравилось птицам. Даже спор за него затеяли!
Сортируя личную базу фото и видео, я также встретил незаслуженно забытые кадры наблюдения за дроздами-рябинниками, которые прошлогодней зимой устроили буквально нашествие на близлежащие рябинки.
А дело обстояло так. В конце декабря обратил внимание на восседавшую на освещенной солнцем рябине птицу, первоначально принятую за обычного дрозда, но который вместо пения издавал какие-то странные звуки. Пением это назвать было нельзя. Как я потом выяснил, это и была песня — неразборчивая, состоящая из щебетаний, скрипов, визгов и квохтаний. Не мог равнодушно пройти мимо и заснял этого певца на айфон.
Спустя три недели проснулся от непривычного птичьего гвалта и гомона за окном. Все напротив стоящие липы и березы были усеяны многочисленной стаей дроздов. Периодически они срывались с места, как выяснилось позже — на кормежку плодами рябины, а затем снова шумной стаей рассаживались на кроне деревьев.
И вот, объединив все записи, я получил короткий фильм с забавным названием «Дрозды-рябинники. Нашествие».
А заодно вкратце познакомился с образом жизни дроздов-рябинников.
Первой неожиданностью для меня стало то, что эта довольно крупная птица относится к отряду воробьиных, к коему помимо самого дроздового семейства относятся ласточки, галки, вороны и вОроны, сороки и многие другие — всего свыше 5 тысяч разных видов пернатых, имеющих некогда генетически сильных прародителей.
В своем семействе рябинник отличается образом жизни. Специалисты считают, что только некоторые пары гнездятся изолированно, большинство же их собирается в средние по численности колонии, насчитывающие 30−40 пар. Это подтверждают и заключительные кадры видеоролика: помимо отдыхающих на деревьях после обильной трапезы дроздов-рябинников, камера зафиксировала стремительно носящуюся в воздухе стайку численностью свыше 60 птиц.
Дрозды крайне необходимы самой рябине. Под действием их желудочного сока происходит повышение всхожести семян. Непереваренные семечки выходят вместе с пометом и в дальнейшем легко прорастают и укореняются.
Конечно же, чем лучше фотоаппаратура, тем качественней будут и снимки. Таково заглавное фото, снятое беззеркальной камерой премиального класса с выдержкой 1/1000 секунды. Но и для обычного айфона найдется работа, благо птицы всегда вокруг нас. Надо только приглядеться!