Как люди покоряли Северный полюс?

Реклама
Грандмастер

Во второй половине ХIХ столетия «белых пятен» на Земле значительно поубавилось. И тут взоры исследователей обратились к самым суровым участкам нашей планеты — Северному и Южному полюсам. И вообще к Арктике с Антарктикой.

Идея добраться до Северного полюса будоражила умы путешественников давно. Известно, что впервые Северного полюса достиг на собачьих упряжках американец Роберт Пири. Это случилось в 1909 году.

Однако кроме этого были попытки добраться до Северного полюса на дрейфующих льдинах, на дрейфующем корабле, на мощном ледоколе и даже не воздушном шаре!

Однако оставался ещё один способ покорить Северный полюс, причём довольно экзотический. Речь идёт о достижении полюса под водой, то есть на специально оборудованной

Реклама
подводной лодке.

Надо заметить, что однажды Южный полюс таким образом удалось покорить — только на страницах популярнейшего некогда романа Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой». Там капитан Немо по солнцу определил нахождение своего «Наутилуса» и затем водрузил на одной из вершин свой флаг.

Однако вымысел вымыслом, но научно-технический прогресс в ХХ веке позволил воплотить идею Жюля Верна в жизнь. Впрочем, далось это не очень просто.

Реклама

В 1931 году англичанин Уилкинс при поддержке норвежского учёного Свердрупа решил достигнуть Северного полюса на подводной лодке. Для этой цели была приобретена старая американская военная субмарина, вообще-то, уже предназначавшаяся на слом.

Её переоборудовали для плавания подо льдами. Самым существенным стало то, что у лодки появились три специальных бура. Самый большой предназначался для борьбы со льдом толщиной до 4 метров (для всплытия лодки, к примеру), а два бура меньших размеров планировалось использовать для выпуска отработанных газов (лодка была дизельной) и подачи свежего воздуха извне.

Реклама

Вообще-то, подо льдом лодка должна была пользоваться двумя электромоторами, а дизельные двигатели подо льдами следовало использовать в крайнем случае. В надводном положении, конечно, вся нагрузка ложилась как раз на дизельные агрегаты.

Интересно, что эту модернизированную подводную лодку назвали «Наутилус», причём при торжественном переименовании присутствовал внук Жюля Верна!

Впрочем, ни легендарное имя из книг, ни энтузиазм команды не привели описываемый поход к желаемому результату. У субмарины быстро стали выходить из строя агрегаты, и она не добралась до Северного полюса. Пришлось лодку затопить близ берегов Норвегии в 1932 году.

А вот третья попытка (точнее — вторая, потому что первая была лишь в книге), и тоже с лодкой «Наутилус», оказалась более успешной.

Реклама

В 1958 году американская атомная лодка проплыла подо льдами и достигла Северного полюса. Но здесь мнения историков разделяются.

  • Одни говорят, что лодка просто проплыла под полюсом и никак это не зафиксировала, то есть факта покорения полюса нет.
  • Другие историки настаивают на том, что всё равно американцы, хоть и мимоходом, но покорили Северный полюс именно подо льдами.

Впрочем, если достижение американских исследователей кому-то из наших патриотов покажется сомнительным, то поспешу сообщить, что советские учёные повторили его. И, что весьма важно, зафиксировали.

Реклама

17 июля 1962 года советская атомная подлодка «Ленинский комсомол» добралась до Северного полюса подо льдом. Более того, она всплыла почти на полюсе. Почти — потому что эхолоты нашли подходящий участок для всплытия совсем недалеко от полюса.

По этому уникальному поводу командир лодки разрешил команде покинуть субмарину и по специальным сходням сойти на лёд. Четыре часа советская команда находилась на Северном полюсе, прямо на льду. Здесь был установлен государственный флаг СССР, а также произведена фотосъёмка всех членов экипажа.

Так что нашим морякам тоже есть чем гордиться. Тем более что после этого события походы подо льдами Арктики совсем скоро стали вполне обычным явлением.

Реклама