Какими способами покоряли Северный полюс?

Реклама
Грандмастер

Северный полюс (как и Южный) — место, где сходятся в одну точку все параллели и меридианы. Длительное время предполагалось, что на Северном полюсе должна быть большая — в виде континента — суша. Ведь на Южном — Антарктида! Стало быть, такой же континент должен быть и на Северном полюсе.

Вроде бы, логичное рассуждение, вытекающее из того, что некогда огромная единая Гондвана раскололась и Антарктида как раз и есть один из ее «осколков». Ну, а на Северном полюсе тоже должен быть «зеркальный» ей другой «осколок».

Сейчас мы уже точно знаем, что никакой суши на Северном полюсе нет, а подо льдом, до дна — более четырех километров холодной воды. Но сколько жертв было на пути к этой истине!

На данный момент Северный полюс достигнут экспедициями и отдельными энтузиастами свыше полусотни раз. Поименно называть всех отважных исследователей не стану, так как желающие это узнать легко могут получить нужную информацию в Интернете. Гораздо интереснее проследить, какими же способами пользовались для достижения цели.

Реклама

Поскольку северные льды в летнее время уменьшаются, появляется чистая от них вода. Первые попытки были связаны как раз с тем, чтобы доплыть до Северного полюса на корабле.

В 1607 году англичанин Г. Гудзон попытался пробиться к Северному полюсу на корабле. Но он доплыл сначала до восточной оконечности Гренландии, а затем до Шпицбергена, и был остановлен мощными льдами. Михаил Ломоносов, опираясь на рассказы поморов об их плаваниях летом, предположил, что льды не всегда столь мощные и есть течения, несущие их к Северному полюсу. Ряд мореплавателей пытались с помощью течений доплыть до полюса, но цели не достигли — чистой воды летом было все же мало, а под паковые льды требовались суда ледокольного типа. Нужны стали другие способы.

Реклама

Британская экспедиция во главе с Парри, проплыв на корабле чистую от льдов воду, дальше пошла на лодках с полозьями, что позволяло преодолевать разводья на плаву, а по льду двигаться как на санях. Остроумно и практично. Но полюса и этим способом достигнуть не получилось. Не привели к успеху и другие попытки с использованием саней. В том числе и попытки «вмораживать» судно в лед и способом «наездник» выйти к полюсу за счет течений. Переоборудованные под тяжелые льды китобойные суда тоже не могли преодолеть многолетние нагромождения битых льдов.

В ход пошли собачьи упряжки. Хотя Пири и Кук заявили о том, что достигли полюса, документально (с помощью инструментальных расчетов) они это не подтвердили. Таким образом, способ с собачьими упряжками тоже не оправдал себя. Русские северные экспедиции завершались трагически. С дирижаблями также ничего путного сначала не вышло. И лишь в 1926 году Амундсен на дирижабле «Норвегия», а затем Нобиле на дирижабле «Италия» достоверно достигли Северного полюса.

Реклама

Чтобы не утомлять читателей историческими фактами, даю в сжатом виде краткий перечень основных способов, которыми достигли Северного полюса.

В 1937 году советские летчики Чкалов, Байдуков и Беляков на самолете АНТ-25 перелетели через полюс в Америку. В 1937 году была организована первая дрейфующая станция «СП-1». С той поры их было много. «СП-1» начала свой дрейф практически с полюса — в 30 километрах от него. Но впервые человек ступил на полюс 23 апреля 1948 года. Это случилось в ходе экспедиции «Север-2», когда на полюс приземлились сразу три советских самолета. 9 мая 1949 года советские ученые В. Волович и А. Медведев совершили на полюс прыжок с парашютами. 3 августа 1958 года американская атомная подводная лодка «Nautilus» достигла полюса под водой. Но первым в мире судном, доплывшим до полюса по льдам, стал советский атомоход «Арктика».

Реклама

Конечно, было много и других успешных экспедиций к полюсу. В том числе и одиночных. Француз Жан-Луи Этьенн дошел до полюса 11 мая 1986 года на лыжах. Продовольствие ему скидывали с самолета. А вот норвежец Борге Оусланд в 1994 году тоже на лыжах достиг полюса без поддержки — только за счет своих сил. 26 апреля 2009 года на полюс приехала (ошибки нет!) российская экспедиция на автомобилях-амфибиях. В 2013 году опять же российская экспедиция достигла полюса на автомобилях, но уже на колесных.

Сейчас в стадии подготовки на полюс находится уральская «моторная» экспедиция. Кстати, сенсационная. В схватку со льдами вступит списанный облегченный БТР с приваренной снизу лодкой и жилыми отсеками на восемь человек. Это тоже самодельная амфибия, только очень мощная.

Мало кто знает, но Северного полюса можно достигнуть нынче и будучи туристом. Ежегодно несколько турфирм в мире организуют столь экзотичные путешествия. Правда, стоят оно очень дорого. Ну и такой еще факт: некоторые межконтинентальные пассажирские авиарейсы уже давно совершаются через Северный полюс.

Реклама