Как Маяковский связан с водителем «Антилопы-Гну»? История одного дома

Реклама
Грандмастер

Этот дом, расположенный на центральной улице города, знает каждый саратовец. «Дом с автомобилем» обращает на себя внимание необычным барельефом и фигурками на тумбах парапета. Лихой водитель мчится на чудо-технике, окруженный дымом и пылью, а над ним парит бог торговли и дорог Меркурий. Младенцы-ангелы резвятся рядом.

Дом построили в 1887 году. Принадлежал он Николаю Ивановичу Седову, владельцу фабрики зеркал, которая и располагалась в этом здании. Реклама о выпускаемой продукции гласила: «Фантази в громадном выборе».

Зеркальная фабрика существовала до 1913 года, пока один из совладельцев не заявил о банкротстве. Дом был выкуплен компаньонами, которые позже организовали в нем автомобильный гараж-мастерскую.

Интересно, что первая автомобильная авария в истории города произошла напротив этого дома еще в 1900 году. Машину привез со Всемирной парижской выставки граф Анатолий Дмитриевич Нессельроде, предводитель Вольского уездного дворянства. В 1903 году в мастерских Александровского ремесленного училища сделана копия этого автомобиля. Его скорость достигала 40 верст в час. Экзотичный вид транспорта стал использоваться как такси, желающих катали за небольшую плату.

Реклама

Вскоре в Саратове появилась контора по продаже трехколесных автомобилей. Реклама обещала скорость до 100 верст в час. В июне 1910 года саратовские автолюбители совершили автопробег «Саратов — Уральск». 1000 верст преодолели за двое суток. В степи с

Реклама
автомобилем пытались соперничать всадники-киргизы на лучших скакунах. Техника побеждала.

В феврале 1911 года по инициативе губернатора городская дума приняла постановление, регулирующее движение авто по улицам. Это была реакция на участившиеся аварии.

Богатый город быстро наполнялся автомобилями, в 1914 году Императорское русское автомобильное общество решило провести в Саратове международные состязания! Планы сорвала война.

Но при чем здесь Маяковский и Адам Козлевич?

Автомобильный гараж в знаменитом доме открыли братья Соколовы, известные в городе «торговцы трухой». Они торговали зельем от всех болезней и даже были привлечены к уголовной ответственности. Отказавшись от «фармацевтических опытов», братья вложили капитал в гараж. Компаньоном их стал Захарий Иванов — выходец из крестьян, работник «Тарифного бюро», чемпион по велогонкам Поволжья.

Реклама

После войны он стал единственным владельцем гаража. Именно он затеял реконструкцию фасада, решив превратить в рекламу. Иванов заказал барельеф ученицам Боголюбовского рисовального училища. Надежда Хлестакова сделала барельеф с автомобилем, а Софья Резцова амуров.

Хлестакова позднее стала известным скульптором. А еще она была поклонницей Маяковского и, разумеется, была на выступлении футуристов, приехавших в Саратов в 1914 году. Вдохновленная воспетым поэтом «аэропланно-автомобильным искусством», она создает образ стремительного движения, увековеченного на барельефе.

Реклама

В 1916 году в гараже открываются шоферские курсы. Когда гараж отошел в собственность государства, Захарий Иванов остался директором автошколы.

До революции в гараже работал механиком старый поляк. После национализации он остался не у дел и жил изготовлением и продажей бензиновых зажигалок. В годы НЭПа собрал из старых запчастей легковую машину и занялся извозом. Машина чаще простаивала, а хозяин дремал, выставив объявление: «До Волги — один рубль, до вокзала — два, до Первой дачной — три».

Спящего водителя и увидел у городского парка «Липки» приехавший корреспондент «Гудка» Илья Ильф. Он расспросил про любопытного персонажа и сделал заметку в записной книжке.

А из стены дома и сегодня мчится лихой автомобиль из прошлого столетия.

Дом № 116 на Московской улице Саратова взят на государственный учет как памятник истории и культуры республиканского значения.

Реклама