Ораниенбаум, Рамбов, Ломоносов. Чем интересна история города?

Реклама
Грандмастер

Про Рамбов знают только его жители и жители ближних окрестностей, Ленинградской области и города Санкт-Петербург. Официально его называют Ломоносов, а при создании его нарекли Ораниенбаумом. Станция железной дороги до сих пор носит название Ораниенбаум.

Со времен Петра Великого в России постоянно появляются «европеизированные названия». А упрямый русский народ переименовывал Триумфальные Ворота в «трухмальные», улицу Бромлея в «бармалееву», метод лечения «ипохондрии» у дворянства, выдуманный врачом Лодером, создал в русском языке «лодыря». Ну, а город Ораниенбаум местные жители перекрестили в Рамбов.

История города начиналась с загородной дачи Меньшикова. На побережье Финского залива прямо напротив Кронштадта светлейший князь Александр Данилович построил себе дворец. Дабы все прибывающие в Санкт-Питербурх иностранные купцы, проплывая по Финскому заливу, видели сначала великолепный дворец Ораниенбаума, затем почти столь же прекрасный Петергоф и его фонтаны, чтобы они удивились и восхитились великолепием России.

Реклама

Почему имение и дворец назвали Ораниенбаум? Это в переводе с немецкого «померанцевое дерево» (апельсиновое дерево). Говорят, что светлейший князь повелел, помимо великолепного дворца, сделать рядом большую теплицу с растущими внутри апельсиновыми деревьями. И у каждого дерева стояла табличка «oranienbaum» — мол, апельсин это.

Реклама

Другая версия: поскольку царь Петр был восхищен королем Англии Вильгельмом Оранским, князь повелел этим названием увековечить «оранжевого» короля.

Рядом с местом, где была заложена усадьба, находилась пристань парома, ходившего в Кронштадт, на остров Котлин. Масса народа изо дня в день ездила через Ораниенбаум в Кронштадт из Питера и обратно. Малограмотные матросы, будучи не в состоянии в обыденной речи ломать себе язык, выговаривая что-то совершенно непонятное, переименовали город в Рамбов.

Увы, пожить в своем великолепном имении Меньшиков не успел. Комплекс имения был доделан в 1727 году. И именно в этот год князь потерял власть, его сняли со всех постов, у него отобрали наворованное и сослали с семьей в имение в Березове.

Реклама

Ораниенбаум отошел в казну. Прошло время, его передали великому князю Петру Федоровичу, будущему Петру III. Он построил потешную крепость Петерштадт. В ней был Дом коменданта, которым был сам Петр, дома для офицеров, гауптвахта, казармы для голштинских солдат, составлявших гарнизон крепости. Защищали крепость четыре бастиона, были возведены и земляные валы стен.

Увы, но, как и в случае с Меньшиковым, к тому моменту, когда император Петр III готов был отпраздновать окончание строительства, грянул переворот 28 июня 1762 года, в ходе которого он лишился власти, а вскоре и жизни. Крепость забрала себе его супруга, императрица Екатерина II, повелев на этом месте построить ее Собственную дачу.

Реклама

Для нее был построен комплекс зданий. В том числе Катальная горка. Императрица со свитой приезжала сюда на Масленицу. Масленичное катание с ледяных горок было распространено по всей Руси. Но для императрицы были сделаны специальные павильоны, позволившие сочетать празднования с комфортом.

Реклама

Внутри павильонов Катальной горки императрица могла согреться, отдохнуть и перекусить, а снаружи был холод, лед и Масленичные гулянья. Слуги затаскивали огромные многоместные сени на крышу павильона, на высоту трехэтажного дома, императрица с фрейлинами садилась — и они катились вниз по ледяной дорожке. Два одинаковых павильона стояли примерно на расстоянии, сколько сани проедут по льду с горки.

Реклама

В XIX веке павильоны пришли в упадок, но в наше время их отреставрировали. Жаль, что сейчас во время Масленицы катаний с них не делают. Уверен, что и сегодня нашлось бы много желающих прокатиться по той дорожке, по которой каталась сама Екатерина Великая.

После Октябрьской революции дворцы стали музеями. А потом началась Великая Отечественная и пришли немцы. Дойдя до Финского залива и окружив Ленинград, они не смогли взять Ораниенбаум. Комплекс музеев города — единственный из всего ожерелья пригородов Питера, который не был разрушен и разграблен гитлеровцами.

К Финскому заливу в этом районе наступающая армия немцев подошла 7 сентября 1941 года. И тут их обстреляли, заставив перейти к обороне. Как простой обстрел смог остановить наступление танковой лавины?

Реклама

Дело в том, что стреляли 12-дюймовые морские пушки, размещенные в двухорудийных башнях. Снаряд имел вес почти полтонны и, взрываясь, производил разрушения намного более сильные, чем взрыв полутонной авиабомбы. Танки немцев отбрасывало и переворачивало взрывной волной, осколки от взорвавшегося неподалеку снаряда пробивали их насквозь.

Реклама

Немцы решили не терять зря личный состав и бронетехнику: когда русские оголодают или у них закончатся эти чудовищные снаряды — они сдадутся сами.

Так образовался Ораниенбаумский плацдарм (или «Ораниенбаумский пятачок»). Центром плацдарма был артиллерийский форт «Красная Горка». Ширина образовавшегося плацдарма была около 65 км, глубина — до 25 км. Плацдарм прикрыл Кронштадт от смертельных артобстрелов с берега Финского залива и не позволил немцам взять его десантом или зимним штурмом по льду.

Западный рубеж плацдарма пролегал по реке Воронке — и это была самая западная точка на территории СССР, где немцам не удалось более продвинуться.

Восточный рубеж проходил почти в Петергофе. Увы, сам он был в руках немцев, которые разграбили все его музеи дотла, оставив после себя только руины.

Реклама

Батареи «Красной Горки» все время блокады Ленинграда вели противобатарейную борьбу. Помимо двух двухорудийных стационарных башен 12-дюймовок (305 мм корабельных орудий), были еще несколько мобильных железнодорожных батарей меньшей мощности, батарея 6-дюймовок (пушек калибра 152 мм), батареи 10-дюймовок и 11-дюймовок.

Реклама

Постоянно перемещаясь от укрытий к боевым позициям, стреляя то с одного, то с другого места, они держали в напряжении всю дальнобойную немецкую артиллерию, которая систематически пыталась разрушать Питер. После одного-двух выстрелов немцам приходилось сворачивать стрельбу — с плацдарма начинали прилетать полутонные ответы.

В 1948 году город Ораниенбаум, в рамках кампании по борьбе с низкопоклонством перед Западом, был переименован в Ломоносов. Так Рамбов получил свое третье имя.

В 2011 году городу был присвоен титул «Города воинской славы». Рассуждая по чести — кому из трех названий города надо бы носить это звание? Ломоносов не принимал участия в войне, а Ораниенбаум — город-музей. Мне кажется, что «Городом воинской славы» следует именовать именно Рамбов, город, который так назвали рабочие, солдаты и матросы, те, кто его построил и отстоял в войне.

Реклама