Каковы история и перспективы цифровой фотографии?

Реклама
Грандмастер

Красива и монументальна хронология возникновения классической фотографии. От камеры-оскуры, известной еще в Древнем Египте и Античном Риме, через тысячелетия к первым фотографиям Непьера и Дагерра. А затем и к фотоаппаратам, которые вначале перевозились на повозках, а впоследствии размещались в кармане рубашки. Но тут пришла цифровая фотография — и почти мгновенно все изменилось.

Я хорошо помню времена расцвета пленочной фотографии, которые сегодня, в противовес нынешней цифровой фотографии, часто называют «аналоговой». Фотография в 60−80е годы была не просто процессом. Это было священнодействие. Меня этому колдовству научил в детстве папа. Волшебно звучали слова ФЭД, Смена, Зенит, Унибром, Бромпортрет, Йодоконт.

Процесс фотографирования происходил так…

Сначала в черном рукаве вслепую производилась зарядка фотокассеты пленкой.

Потом эти 36 кадров отщелкивались. Если делались пейзажные снимки, то каждый кадр — это отдельная работа. Над его компоновкой вначале надо поразмыслить, прикинуть выдержку и диафрагму, сделать кадр, затем продублировать с другими выдержкой и диафрагмой, но так, чтобы экспозиция кадра получилась такой же.

Реклама

А репортажная съемка — это искусство поймать мгновение. Успеть снять мелькнувшую на лице улыбку, или зафиксировать взлетающих голубей, или кружащую над водой чайку, пену на гребне морской волны, которая вот-вот ударит в берег… А кадров, напомню, только 36, потом фотоаппарат надо перезарядить.

Реклама

Затем пленку проявляли в специальном бачке. В темноте надо было вставить пленку в бачок, закрыть его от попадания света, налить проявитель, выдержать, сколько на пакетике написано. Затем тщательно промыть проточной водой и минут на 10 залить закрепителем. Только после этого проявленную пленку можно было посмотреть — что получилось, как удалось снять то, что хотелось. А потом пленку вешали для сушки, и, когда она высыхала, начиналось самое интересное — печать фотографии.

Вся семья строго предупреждалась: в ванной свет включать нельзя. На ванну ставилась доска, на которой размещали увеличитель, кюветы с проявителем, закрепителем и водой для промывки. Включалась красная лампа — и начиналось своего рода колдовство.

Реклама

Навести объективом резкость выбранного кадра, выбрать в кадре самое интересное, скадрировать по размеру применяемой фотобумаги, сделать экспозицию, отсчитывая секунды по давно установленному «сто один, сто два…».

Реклама

Положить в проявитель белую экспонированную бумагу, будущую фотокарточку, и наблюдать, как листе появляется изображение. Чудо чудное! Затем промыть в воде — и в закрепитель ее, пусть там полежит, пока все фото не сделаем.

Каждый кадр — уникален, с каждым кадром надо работать по-своему. И не надо бояться ошибиться при печати — все можно повторить с другой экспозицией, скадрировать немного по-другому, ведь кадр уже зафиксирован на пленке.

Закатом эры фотопечати оказалось внедрение в мир цветной фотографии. Увы, в 90-е в продаже появились и стали модными пленки нового типа — цветные негативные и цветные диапозитивные. Печатать их любителю было намного сложнее — они требовали очень четкого соблюдения температуры проявителей. Проще было, сняв пленку, отдать ее в проявку и печать в фотоателье. В итальянских, например, фото выдавали прямо в фотоальбомах.

Реклама

А цветную диапозитивную пленку после печати надо было нарезать, вставить в рамочки для диапозитивов — и можно смотреть, что получилось, на повешенном на стенку экране. Или просто повесить на дверь простыню — и смотреть диапозитивы на ней. Конечно, раньше надо было купить диапроектор, чтобы просмотр диапозитивов был достаточно эффектен.

Реклама

Развитие цифровой фотографии началось в далеком 1969 году, когда пленочная фотография год от года росла быстрыми темпами, ставя рекорды продаж.

  • Съемки на диапозитивную пленку: сфотографировал, отдал в проявку в мастерскую, получил, разрезал, вставил в рамочки, включил диапроектор — и наслаждайся видами на экране.
  • Съемки на цветную негативную: отснял, сдал в мастерскую, получил готовые альбомчики с вставленными фотками — и хвастайся видами, рассказывая об отпуске.

Фотомастерские росли как грибы, не успевая справиться с валом работы. Но уже начались работы в Bell Laboratories над матрицей ПЗС для цифровой регистрации изображений.

Первый цифровой «фотоаппарат», изготовленный Bell Laboratories уже в 1970 году, имел 7 пикселей. Правда, их тогда так не называли, это были еще МОП-элементы.

Реклама

В 1972 году фирма Texas Instruments запатентовала цифровой фотоаппарат. Он использовал ПЗС-матрицу, а файл изображения сохранялся на магнитной ленте и мог воспроизводиться на телевизоре. Печать снимка предусмотрена не была.

Реклама

В компании Kodak в 1975 году сделали первую работающую фотокамеру с ПЗС-матрицей 100*100. Снимки записывали на магнитную кассету, запись длилась 23 секунды. Вес этой камеры был 3 кг.

Наконец, в 1981 году фирма Сони выпускает цифровой фотоаппарат Sony Mavica. Считается, что с этого аппарата и начинается эра фотографии без пленки. Фотоаппарат имел Матрицу 570*490 пикселей (0.2 МП). Фото записывались на двухдюймовые диски Video Floppy — до 50 кадров на дискету.

В 80-е и 90-е цифровая фотография делала первые шаги. Неуклюжие и огромные аппараты, снимки слабого разрешения, пригодные только для газет или для просмотра на телевизоре.

Реклама

В 90-е бизнесмены почуяли в создании цифровых фотоаппаратов запах огромных денег. Ведь если заменить цифровой фотографией пленочную, то это же десятки миллионов покупателей! А значит доходы в сотни миллионов и миллиарды долларов, отнятых у пленочной фотографии.

  • В 1995 году фирма Casio выпустила первую цифровую мыльницу — «Casio QV-10».

Все фирмы-производители пленочных фотоаппаратов наперегонки начали разрабатывать и выпускать цифровые фотокамеры. Сегодня выпускают и «мыльницы» для начинающих фотолюбителей (щелкнул и забыл до конца путешествия), и мощные фотоаппараты для профессионалов с возможностью смены объектива и массой функций. И в «мыльнице» сейчас не 36 кадров, как было в пленочных, а, в зависимости от емкости купленной хозяином фотоаппарата карты памяти, от нескольких сотен до десятков тысяч фотографий — воистину, «снимай-не хочу», а дома как-нибудь разберемся.

Реклама

Фирмы Fuji, PENTAX, Sony, Canon, Nikon наперегонки начали создавать на базе разработанной и совершенствуемой технологии новые «мыльницы», новые фотоаппараты профессионального качества. Росли характеристики ПЗС-матриц, от долей мегапикселя они дошли до десятков мегапикселей, что при хорошем качестве объектива дает возможность получить качественную фотографию очень большого размера — хоть фотообои на стенку вешай.

Реклама

Проиграли только фирмы, производившие фотопленку, фотобумагу, химикаты для проявки и печати, а также сети фотоателье, производивших проявку фотопленок и фотопечать. Ушли с рынка производства пленок фирмы Agfa, Konica, обанкротилась фирма Kodak, упустившая момент перехода на цифру.

Процесс фотографирования упростился. Навел, щелкнул — и все. А вернувшись домой, скачал на домашний компьютер, посмотрел, как получились фотографии. То, что не слишком понравилось — или стер, или подретушировал какой-нибудь программой обработки изображений. Потом распечатал на принтере, если захотелось кому-то это фото подарить, или разместил на каком-нибудь фотосайте, дабы похвастаться перед знакомыми и незнакомыми посетителями.

Реклама

По мере развития технологии можно ожидать все более мощных фотоаппаратов, которые со временем будут дешеветь. Возможно, дело дойдет и до объемной фотографии. Цветное объемное и движущееся изображение, снимаемое маленькой и недорогой «мыльницей»… Когда это будет создано? Может, лет через 10, а может быть, и в будущем году.

…И все же прежний процесс был намного интереснее. Когда на белой бумаге, опущенной в проявитель, вдруг появлялось изображение — это выглядело как своего рода колдовство, хотя и повторялось сотни раз за один сеанс печати.

Реклама