Что рассказывают водолазы и насколько в это можно верить?

Реклама
Грандмастер

Водолаз — это работа для настоящих мужчин. Надо быть очень сильным, здоровым и очень устойчивым психически. Не у каждого получится погружаться ежедневно в смертельно опасные морские глубины, делая на морском дне то, что на поверхности является простым, а под водой требует всех сил, а часто и мужества.

При погружении водолаза его жизнь зависит не только от него, но и от надежности оборудования, и очень часто от готовности его товарищей по работе рискнуть собой ради спасения коллеги.

Но это их работа. А вот что они травят потом, вечерком, под хорошую кружку пива, в компании?

Реклама

С начала XX века водолазы использовали так называемые легководолазные костюмы. Медный шлем с иллюминаторами, шланг для сжатого воздуха, два кабеля, соединяющих водолаза с поверхностью: телефонный — для связи с поверхностью, и силовой — для освещения, чтобы в темноте глубин можно было хоть что-то разглядеть. Кроме медного шлема, еще непромокаемый костюм из прорезиненной ткани и грузы, чтобы водолаз не всплыл на поверхность.

Реклама

Одни только галоши от костюма весили 21 кг, да еще и свинцовых грузов к водолазу прикрепляли 32 кг (два груза по 16 кг). Водолаз тяжело шел по дну. С увеличением глубины вокруг него становилось темно, вода чаще всего была мутная, что-то разглядеть в подводном мире можно было максимум на метр от себя. За водолазом тянулся воздушный шланг, по которому сверху подавали сжатый воздух. Не дай бог, со шлангом что-то произойдет, за что-то зацепится или обо что-то будет тереться — для водолаза это верная гибель, если его не поднимут сразу на поверхность. При этом надо под водой что-то сделать: заварить пробоину в борту судна, или достать что-то, или закрепить затонувший груз на спущенных с поверхности стропах, чтобы кран его вытащил из воды.

Реклама

Сами водолазы любят говорить, что их работа трудна физически и очень опасна, но скучна. Хотя и в ней бывают развлечения.

Что ж, почитаем, что рассказывают сами водолазы…

Пьянство под водой

Грузовое судно затонуло на малой глубине. Группа водолазов работала под водой. Каждый в своем трюме: ему опустили сверху стропы, он обвязал очередную порцию груза, сказал в телефон, чтобы поднимали, кран поднял груз на поверхность — и снова спустили в трюм стропы, крепить следующую партию груза.

В одном из трюмов работа шла значительно медленнее, чем в остальных. После пары часов нормальной работы подъем грузов из этого трюма вообще прекращался, водолазу никак не удавалось ничего привязать к стропам. Капитан решил поговорить с ним, чтобы выяснить, что происходит.

Реклама

Вылезший из воды водолаз был пьян в стельку! От него несло виски на пару метров, он едва держался на ногах. Капитан немедленно устроил разбирательства этого нарушения дисциплины — как вообще пустили под воду пьяного?

Наутро водолаза тщательно проверили — полностью трезв. Пару часов он исправно выгружал из трюма груз, потом работа замедлилась и, наконец, вообще встала. Водолаза снова подняли наверх — пьян в стельку.

Капитан провел следствие. Выяснилось, что в этом трюме перевозили несколько ящиков первоклассного виски. При этом в одном углу трюма оказался небольшой воздушный пузырь. Водолаз во время работы брал бутылку виски, высовывал голову в воздушный пузырь, отвинчивал иллюминатор шлема и напивался прямо под водой. И не думал, что сместись в этот момент затонувший корабль — воздушный пузырь в этом месте исчезнет, а он с открытым скафандром мгновенно утонет.

Реклама

Польза от… нарушения техники безопасности

Во время Второй мировой войны залив Сан-Франциско Золотые Ворота был перегорожен противоторпедными сетями. Целая флотилия судов заботилась о том, чтобы их открывать для прохода своих судов и закрывать от японских подлодок.

Реклама

Война закончилась, нужда в сетях тоже прошла, а на дне залива валялись тонны и тонны перепутанных тросов. Их можно было вытащить лебедками или кранами, но сети были прикреплены к десятитонным железобетонным якорным глыбам. Чтобы выдернуть из воды сети, вначале надо было специальной подводной газосваркой отрезать их от всех бетонных якорей. При этом в заливе почти постоянно есть мощные приливные течения, во время которых работа водолазов запрещена — ведь мощное подводное течение способно крутить человека в скафандре как щепочку в горной речке.

Вначале, следуя правилам техники безопасности, водолазов спускали к якорям на полчаса — пока нет течений. И они отрезали от якорей тросы сетей. Но работа шла очень медленно.

Реклама

Пока один из водолазов не оказался прямо под водой застигнут приливным течением. Наверху что-то не заладилось с лебедкой, и его не успели вытащить из воды.
Водолаз увидел, что на него несется стена мутной воды, и встал так, чтобы течение прижало его к якорю. К якорю его прижало, и очень сильно. При этом он вдруг увидел, что все тросы натянулись и резать их стало намного легче. Он взял в руки горелку и, пока течение не ослабло, ему удалось сделать больше, чем за несколько смен в спокойной воде.

Реклама

После такого открытия водолазные работы по очистке залива ускорились в несколько раз. Хотя формально были нарушены правила техники безопасности, работа водолаза шла не в спокойной воде, а в условиях очень сильного приливного течения.

Скучная работа

В одном из портов водолазы прямо под водой чистили от наросших водорослей борт какого-то судна. Вдруг старший, бывший на страховке, увидел, что щётки, которыми водолаз должен драить борт, плавают на поверхности.

Он вызвал водолаза и не получил ответа. Он заорал в трубку — и водолаз ответил, что все в порядке, он работает и не надо его отвлекать от дел.

— А-а-а… ты работаешь… И чем ты работаешь, если твои щётки давно болтаются на поверхности?

Реклама

Водолаз вынужден был признаться, что просто уснул — уж больно скучная работа была…

Тяжела и опасна была работа водолаза. А потом Жак-Ив Кусто изобрел акваланг — и труд под водой изменился. Нет, резать, приваривать заплаты и стропить груз для подъема на поверхность по-прежнему тяжело, хотя и легче, чем в водолазном костюме. Зато теперь водолаз автономен, его жизнь больше не зависит от насоса на поверхности и от прочности длинного шланга для подачи сжатого воздуха.

Водолазные работы проходят и сегодня. В разных местах морей и океанов мужественные и крепкие люди идут под воду, а значит и сегодня рождаются новые истории о водолазах. А вот стоит ли в водолазные истории верить? Все рассказанное здесь — чистая правда, без выдумки. Но вечерами под пивко рассказывают очень много, мягко говоря, и преувеличенных историй.

Реклама