Кто-то просто разуверился в ценностях, казавшихся ему незыблемыми и истинными. Кто-то, провозгласив себя новым святым, или пророком, умело подбирает себе паству среди заблудших и сомневающихся душ и лепит из них послушное стадо для каких-то своих, собственных целей. Всё происходит каждый раз по-своему.
А дальше кто-то, прячась от преследований, спускается в катакомбы, тайные храмы и молельные дома, кто-то изгоняется из общества, или идёт на мученическую смерть. А где-то наоборот: новая вера прививается, овладевает умами и даёт всходы в душах людей. Тогда воздвигаются новые храмы.
Всё зависит от времени, особенностей религии и состояния веротерпимости в стране и обществе.
Вот с этим-то американским представителям сведенборгианцев как раз, несомненно, повезло. Именно на «Пенсильванщине», основанной квакерами, проповедующими равенство всех людей, нетерпение к насилию и толерантность, угнездились они в окрестностях «города братской любви» — Филадельфии.
Сама эта протестантская секта, носящая гордое наименование «Церковь Нового Иерусалима» («Новая Церковь»), названа в честь шведского учёного и теософа-мистика Эммануила Сведенборга (1688−1772). Учёный был известным естествоиспытателем и в своих умозаключениях постоянно доказывал первородство и примат духа над материей.
В отличие от многих мессий, Сведенборг никогда не пропагандировал своё учение, а только изложил его в теоретических трудах как своеобразное видение и осмысление идеи христианства. После сильнейшего духовного кризиса у него появились «видения» и «голоса», которые он подробно фиксировал и записывал. В результате было создано мистическое учение, изложенное в трёх десятках книг (восьмитомник «Небесных секретов», «Новый Иерусалим и его небесная доктрина», «Земли во Вселенной», «Небеса и Ад», «Истинная христианская религия», «Апокалипсис проявился» и др). Автор утверждал, что вступил в прямой контакт с духовным миром и небесными ангелами, которые подтвердили правильность хода его мыслей.
Книги нового провидца разошлись священнослужителям, учёным-теологам и в университетские библиотеки, вызвав естественный всплеск интереса к новому видению и изложению Священного Писания.
Утверждалось, что действующие церкви исказили за прошедшие столетия первоначальное значение Слова Божьего. Троицу, по его мнению, необходимо было воспринимать как три свойства одного и того же лица: Иисуса Христа, с воплощением в нём Отца, Сына и Святого Духа. Небеса и ад предлагалось рассматривать не как место, а как состояние. Душа человека, превратившись после смерти в свободный дух, сама выберет, куда ей идти: к добру на небеса, или к злу в ад, поэтому каждый добровольно и свободно волен искать истину.
Реклама
Свободолюбивое откровение довольно быстро обрело последователей, образовав религиозное течение. Первая сведенборгианская «Новая церковь» была основана в 1787 году в Англии, а потом приходы стали возникать как грибы после дождя во многих странах и частях света.
Новое, оно ведь всегда привлекает пытливый ум. А уж тем более стоит уверовать, если по сведенборгианскому учению Страшного суда теперь ожидать в страхе и смирении не стоит, поскольку он уже произошёл в 1757 году в присутствии самого Сведенборга.
Идея, что именно человек ответственен за свою судьбу и что люди сами выбирают свою дорогу, как нельзя удачнее смогла воплотиться в Брин-Атинском соборе «Новой Церкви», расположенном в замечательных, редкой красоты окрестностях Филадельфии.
Честно говоря, оторопь берёт, когда сворачиваешь с Hintington Pike, видя указатель «Bryn Antin Cathedral», и видишь величественное сооружение из серовато-бежевого гранита, на вид — ни дать, ни взять — древний замок, прочно впаянный в пейзаж пологих холмов на горизонте, укрытых неукротимой зеленью лесов. Вмиг ощущаешь в этом месте полную гармонию природы и цивилизации, единство материи и духа, причём без всякого примата одного над другим.
Собор был построен в 1919 году на землях члена секты, промышленника Джона Питкерна, президента крупнейшей американской компании по производству изделий из стекла. Основное финансирование шестилетнего строительства взял на себя сам Джон, а руководил строительством его сын Раймонд.
Метод строительства был не совсем обычным. Ни расчётов, ни проектов сооружения не было, да и сам Раймонд не имел ни опыта, ни строительного образования. Методом проб и ошибок, по рисункам, эскизам и масштабным моделям, обсуждаемым единоверцами, производились все основные работы. Причём в процессе обсуждения вносилась масса неожиданных и оригинальных предложений по фасадам, куполам, высоченным готическим аркам, светильникам и внутреннему убранству собора.
В результате появилось действительно уникальное, живое и запоминающееся сооружение, ведь в конструкции здания во многом отсутствует симметрия. Каждый элемент собора, каждая фасадная стена или окно, каждая деталь неповторима и отлична от других.
Витражи, установленные в стрельчатых окнах созданы по средневековой технологии с добавлением окислов металлов и цветных пигментов. Солнце так и играет, переливаясь всеми цветами радуги на стенах и самых укромных уголках храма.
Кованые металлические решетки, ручки и петли дверей кажутся пришельцами из далёкого-далёкого прошлого…
Над цветниками и узорно подстриженными кустами порхают бабочки и пролетают многочисленные птицы.
Солнечные часы в центре лужайки неотвратимо накручивают своей стрелкой cветотени спиральную дорогу в вечность. Кому — вверх, в небеса, кому — в бездну…
Энергия храма и окружающего пространства зашкаливает.
И над всем этим великолепием разносится мощный звук органа, переливающийся в громадных залах от мраморного пола к мощным деревянным стропилам крыши, колыхающийся в тенистых внутренних двориках и нехотя, медленно уплывающий вдаль, к той недосягаемой полоске, где зрительно сливается с небесами наша грешная земля.
Не хочется вдаваться в теологические рассуждения о правильности духовного выбора и о преимуществе или недостатках одного верования или другого. Да и людей, обладающих «способностями» Сведенборга, мир знал и знает довольно много. Это медиумы, спириты, или некроманты, общающиеся, якобы, с душами умерших людей, или пишущие свои труды под диктовку этих сущностей. Такими способностями обладали Рудольф Штайнер, Елена Блаватская, Георгий Гурджиев, Карл Густав Юнг, Елена и Николай Рерихи и многие другие.
Что уж там говорить о мнении материалиста Гегеля на подобного рода практику, если даже идеалист Иммануил Кант изрядно «оттоптался» по поводу подобного общения с миром духов ещё при жизни Сведенборга, сделав, по сути, вывод о душевной невменяемости коллеги в ироническом эссе «Грёзы духовидца, пояснённые грёзами метафизики». Как говорится, «Бог им судья!»
Хочется сказать о другом. О сугубо материальном следе, уже оставленном сведенборгианцами на американской земле. О замечательном соборе «Новый Иерусалим» в Брин Атине, который превратился в подлинную достопримечательность всего штата Пенсильвания и прелестное украшение, ладно сидящее на сшитом лучшими мастерами Америки платье Филадельфии.