«Ла Скала» по-итальянски означает «лестница». Но никакой лестницы на этой площади отродясь не было. Театральное здание построили в 1776—1778 годах на месте церкви Санта-Мария алла Скала, стоявшей здесь с 1381 года. Церковь же, в свою очередь, назвали в честь Беатриче делла Скала (Скалигер). В 1350 году Беатриче стала женой одного из родственников тогдашнего правителя Милана Лукино Висконти, Бернабо.
Перейти к предыдущей части статьи
(Кинорежиссер-неореолист Лукино Висконти не случайно был тезкой и однофамильцем давнего князя, хозяина города. Он — один из потомков этого благородного семейства.)
Беатриче славилась кротостью. Только она одна могла усмирять крутой нрав своего мужа, Бернабо Висконти. Так что ее имя вполне заслуженно оказалось увековеченным в названии церкви, а потом, опосредствованно, и в названии театра, ставшего всемирно известным.
Не все из нас — поклонники оперы. Некоторые вообще считают совершенно дурацким зрелищем спектакли, где взрослые дядьки и тетки не говорят нормальным языком, а поют. Я сам когда-то был таким скептиком. Но попав однажды на хорошее представление хорошей оперы в хорошем театре, понял, что ошибался. Два-три дня в памяти моей взлетали услышанные мелодии, а с языка хотели сорваться какие-то слова на совершенно незнакомом языке. В общем, до прелести оперного представления доходишь постепенно. Как до вкуса маслин.
Но даже фанатам оперного искусства, приехавшим в Милан на один день, на спектакль в «Ла Скалу» не попасть. И не в том дело, что билеты дороги, и не в том дело, что их не достать. Время — вот невосполнимый ресурс.
Однако знаменитый зал знаменитой достопримечательности города можно посмотреть, даже не покупая билет на спектакль. Дело в том, что при театре работает музей. Музей открыт все рабочие дни с 9 утра до 5 часов вечера. Билет в музей дает право на вход в одну из зрительских лож, а из них можно осмотреть зал театра.
Здание театра снаружи не слишком впечатляет. Строгий неоклассический стиль, никакого баловства и украшений-финтифлюшек. Зато зрительный зал — выше всех похвал. В нем прекрасна и акустика, и оптика. Сцена хорошо видна почти с любого места.
Во время театральных репетиций ложи закрывают стеклом, а зал погружен в темноту. Это — невезение? Совсем даже нет, может быть, наоборот — везение. Вход в ложу по-прежнему разрешен, а наблюдать за репетицией гораздо интереснее, чем за пустым, хотя и роскошным, залом. Кое-какие звуки из-за стекла все же доносятся, что совсем прелестно.
Театральный музей тоже стоит просмотра. В нем полно представлена и история оперы, и интерьеры домашних залов, в которых выступали знаменитые певцы прошлого, а также вещи и портреты певцов нового времени, знаменитых и до сих пор работающих. Так что купленный билет себя вполне оправдывает.
Ну что же, программа-минимум для туриста, дерзнувшего осмотреть прелести Милана за один день, выполнена. В качестве бонуса можно осмотреть
Памятник выполнен в классическом стиле. Великий старец на постаменте. На четырех гранях постамента изображены в виде барельефов достижения ученого, инженера, скульптора и художника. Вокруг большого пьедестала — четыре маленьких, на которых стоят четверо учеников. Они представляют не только самих себя, но и четыре рода деятельности, которыми Леонардо себя прославил: наука, инженерия, скульптура и живопись.
Осталось еще 3−4 часа свободного времени? Самое время перекусить. В центре все довольно дорого. Поэтому лучше всего проехать по красной линии две остановки до станции Кадорна (Cadorna). Здесь находится один из железнодорожных вокзалов, поэтому имеется множество кафе, где можно поесть слегка или серьезно, а можно просто купить мороженого. В
При выходе из метро посередине площади можно увидеть здоровенную иглу, в ушко которой вдета трехцветная нить. А через дорогу, из бассейна, выглядывает узелок. Это — современный памятник, посвященный Милану, который позиционирует себя как мировую столицу моды. Памятник этот называется
Отдохнули, а время до отъезда еще есть? Тогда можно дойти до миланской церкви Santa Maria delle Grazie, которая находится неподалеку. Дорогу к ней легко найти с помощью Интернета. Ищите и обрящете!
Церковь эта известна тем, что здесь, в помещении трапезной доминиканского монастыря, находится знаменитая фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Во время Второй мировой войны с ней произошло настоящее чудо.
Милан сильно бомбили, и в 1943 году церковь была разрушена. Но две противоположные стены уцелели. На одной из них была фреска Леонардо, а на другой — картина «Распятие» художника Дж. Донато. На обеих уцелевших стенах даже трещинки не оказалось!
Фреску посмотреть залетному туристу вряд ли удастся. В трапезную церкви пускают по билетам, и пускают очень ограниченное число посетителей всего на 15 минут. Впрочем, огорчаться не следует. Сохранность картины не слишком хороша, и возбужденный изначально посетитель, выходит, как правило, разочарованный. На репродукциях «Тайная вечеря» выглядит гораздо лучше.