А сегодня это тихий городок в Сицилии, столица острова и сицилийской мафии, туристический аттракцион, отличные пляжи, музеи, катакомбы и великолепные дворцы, построенные тысячу лет назад, но уцелевшие до наших дней.
Гора Monreale (и одноименный район города) с величественным собором времен владычества норманнов, почти 1000 лет назад.
Гора Сан-Пеллегрино с пещерной церковью в том месте, где некогда проживала в гроте святая покровительница города — Санта Розалия.
И Средиземное море, Mediterraneo…
Широкие зеленые центральные улицы и узкие серые улицы районов бедноты. Виллы в садах за высокими заборами — у особо зажиточных жителей.
Нынешний центр города — via Roma, идущая от железнодорожного вокзала мимо порта. Мимо нынешнего порта, старый порт в довоенное время был на несколько сотен метров ближе тому месту, где ныне проходит via Roma.
Красивые здания, отличный район. До войны тут было все вовсе не так, район порта всегда не слишком фешенебельный, но американцы в ту войну кардинально решили этот вопрос своими ковровыми бомбардировками в 1943 году.
Бомбы тогда снесли все. И порт, и прилежащие районы — до состояния лунного пейзажа. Сколько людей погибло? Да кто же бедноту когда считал? Уже после войны район был воссоздан в новом виде. Все обломки ради экономии сбросили в море. И береговая линия оказалась на несколько сот метров дальше, чем было до войны.
Теперь тут замечательно и красиво. Новый порт, новый припортовый район. Но кое-где в удаленных районах города по-прежнему есть еще дома, разрушенные во время Второй мировой.
История
После падения Рима тут отметились и готы, и сарацины. Во времена сарацинов город был крупным центром торговли с Северной Африкой.
В 1072 году сюда пришли норманны. Роберт Гвискар начал основывать тут норманнское королевство. При его потомке Рожере II Палермо стал столицей королевства Сицилия.
Века и века войн, века и века резни. Остров захватили французы — резали сопротивлявшихся им итальянцев. Потом была «Сицилианская вечеря» — когда по всему острову сицилийцы резали французов, не отличая ни пола, ни возраста.
Беспредельная власть землевладельцев и их беспредельная жадность породили сицилийских бандитов, из которых еще веке в XVIII образовалось первое зерно нынешней сицилийской мафии, ответившей на беспредел землевладельцев террором против особо зарвавшихся хозяев жизни на Сицилии. Уже в XX веке при
Уже свыше 2800 лет, как существует город и порт Палермо. Сегодня Палермо — совершенно точно — город контрастов!
Большая часть города весьма цивилизованна.
Есть районы среднего достатка — многоэтажные и многоквартирные кондоминиумы, часто выкупившие землю вокруг домов и поставившие вокруг себя забор и установившие охрану и видеонаблюдение. Не нужны им проблемы с разными шалопаями.
Есть районы для богатых. Заборы тут очень высоки, за ними видны роскошные сады и где-то в глубине их угадываются очертания крыш домов. Невысоких, на пару-тройку этажей. Что там внутри — можно увидеть только с вертолета. Но мне кажется, тем, кто на вертолете попробует разузнать об обитателях тех вилл, стоит бояться ПВО, а уж полицейских вертолетов — однозначно.
В начале 90-х на одной такой вилле нашли прятавшегося там лет 10−15 капо-мафия, главного сицилийского мафиозо Тото Риина. На соседней вилле жил какой-то республиканский прокурор, это соседство капо-мафии не мешало, у прокурора были свои дела, у капо-мафии — свои. Наверное, даже здоровались, когда случайно встречались у въезда на виллу…
А есть районы бедноты. Вот там надо выбирать момент, чтобы ненароком не оказаться там в неурочное время. Что такое неурочное время? Ну, например, отходит от центральной улицы поперечная улица. На ней «в урочное время» открыт базар. Тысячу раз там был. Закупал и подарки своим в Питере, и провиант себе на следующую неделю. Дешево и практично. Купленный там в 1992 году зонт я использовал года до 1999, давно уже в Питере…
«В урочное время» там ходят толпы народу. Из порта заглядывают моряки, со всех соседних улиц приходят на закупки хозяйки. Там есть все!
А какие там красоты возникают «по сезону»!
Вот настал сезон белых грибов. Какие там, в соответствующих лавочках, горы чистеньких, прекрасненьких боровичков!
Вот настал сезон апельсинов… Хотя — нет, сезон апельсинов-мандаринов там, считай, весь год — плохой пример.
Вот! Настал сезон тунца, пришли рыбаки с ловли тунца. Почему-то они год за годом приходили в одно и то же время.
Весь город высыпал на рынок, закупиться и полюбоваться. Поверх всех рыбных лавочек выкладывают туши тунца. Рыбину длиной метра в три, а то и четыре, кладут в рыбных лавках на сдвижной тент, прикрывающий товар от солнца! Конечно, все это ненадолго, поэтому надо успеть прийти и полюбоваться, пока эту рыбку не сняли и не начали разделывать и продавать вторым сортом со скидкой.
Но это описание города, точнее, его бедных районов, «в урочное время». А вот в «неурочное время» я туда заглянул только один раз. Я знал, что рынок уже закрылся, но сунулся сдуру посмотреть. Свернул с главной улицы, прошел метров 10 и понял — дальше мне идти не надо, мне тут не рады и лучше развернуться и не спеша, но быстро, убраться. Странное сочетание — пустынной замызганной бедной улицы и ощущения упирающихся в тебя недобрых взглядов. А уж компания молодежи через несколько домов — так и вовсе… Больше в неурочное время я туда не ходил.
Красоты города не уступают морским красотам. Море — теплое, чистое… Мы, конечно, не говорим о публичном пляже. Пляж в Монделло великолепен. Это типичный публичный пляж.
В сезон тут весь пляж заставлен арендуемыми домиками, где можно переодеться и спрятаться от Солнца, а в воде сотни и сотни купающихся, сотни ног возмутили воду до состояния взвеси воды, песка и мелких водорослей.
Но если вам не нравится такая вода, надо просто отъехать от города на пару десятков километров, все побережье Сицилии — практически один огромный пляж. Есть пляжи песчаные, есть пляжи в бухточках, галечные пляжи. Отплыл от берега метров на 30 — а там… И глубина уже в несколько метров, и вода еще теплая.
Летом для того, чтобы в прохладную воду попасть — надо на пару метров нырнуть. Нырнул, охладился — и лежи на поверхности соленой воды дальше. Вода Средиземного моря сама держит пловца. И никогда ни до ни после этого я ни разу не купался по часу-два. Время на лазурной поверхности летит незаметно — и вода охлаждает кожу. Главное — не сгореть.
Эх-х-х, были времена…