Пиво — хотя и слабый, но алкогольный напиток. Алкоголь же не только кружит и затуманивает голову, но также избавляет питье от бактерий. Пивом, в отличие от речной или колодезной воды, можно было утолить жажду без опаски подхватить при этом дизентерию или холеру.
Так что не будет преувеличением сказать: пиво вошло не только в европейскую культуру, но также в плоть и в кровь европейцев. И в сознание тоже. Ибо пиво в Европе было демократическим напитком. Его пили все классы и все сословия, скрепляя этим действием зарождение демократического общества.
Демократичность пива делало пивоварение бизнесом не менее выгодным, чем хлебопечение. Пивоварни были в каждой деревне, а в каждом городе, даже самом маленьком, их насчитывалось несколько.
Хотя пиво имеет древнюю историю, напиток этот все же вечно молодой в том смысле, что ему не дают состариться. В отличие от вина, пиво не привозят издалека и не хранят годами в глубоких погребах. Как сварили — так тут же и выпили, где сварили — там и потребили. Посему пивоварение издавна было, как принято сейчас говорить, бизнесом крафтовым, то есть сугубо местным. По этой причине сортов пива в мире насчитывается столько же, сколько есть на свете пивоварен. То есть марок пива очень много, пей, хоть залейся. Поэтому о вкусах разных сортов этого славного напитка можно спорить долго и без особого результата.
Скажем еще раз: пиво — это не вино. А значит, с точки зрения христианских канонов, пусть даже самых строгих, напиток дозволенный и в монастырях разрешенный. Поэтому во многих обителях издавна имелись собственные пивоварни.
Одна из таких монастырских пивоварен сохранилась до нашего времени в баварской глубинке, в городке Фрайзинг (Freising). Здесь варят светлое пшеничное пиво «Weihenstephan» («Святой Стефан»). На сегодняшний день эта пивоварня известна как самое старое из работающих пивоваренных предприятий в мире.
По нынешним временам Фрайзинг можно считать пригородом Мюнхена. Городок этот находится вверх по течению реки Изар километрах в 20 к северу от города, неподалеку от Мюнхенского аэропорта.
Монастырь на здешнем холме основал в 752 году святой Корбиниан, священник, прибывший из Франции. Вокруг небольшой часовни возникло аббатство, святым покровителем которого стал первый христианский мученик, святой Стефан. Аббатство несколько раз разрушалось и строилось заново, все более разрастаясь и укрепляясь.
В 1040 году монастырь получил от здешнего епископа официальное разрешение на пивоварение как для собственного потребления, так и для продажи в окрестных городках и селах. Название пиву, естественно, дали по имени святого покровителя здешних мест — «Weihenstephan».
Надо сказать, что монастырские пивоварни имели существенные преимущества по сравнению с пивоварнями светскими. И дело было совсем не в помощи святого покровителя производственному процессу. Монастырские пивовары были избавлены от налогов. Рабочая сила тоже почти ничего не стоила. Ведь все работы выполняли монахи. А самое главное, на монастырские пивоварни не распространялись государственные запреты не варить хмельного напитка в неурожайные годы, когда зерна не хватало даже на хлеб, не то что на пиво.
Много воды утекло в Изаре, много пива было сварено и выпито в аббатстве Weihenstephan. За эти годы монастырь пережил и несколько крупных пожаров, и эпидемию чумы, и множество войн. Произошло даже землетрясение. Важной датой в истории немецкого и баварского пивоварения стало 23 апреля 1516 года. В этот день баварский герцог Вильгельм IV издал указ о правилах производства пива. Для пивоварения следовало использовать только три составляющие: ячмень, воду и хмель. Сезон же пивоварения определялся «от Михаила до Георгия» (со дня Святого Михаила, 29 сентября, до весеннего дня Святого Георгия, 23 апреля).
Историки все еще спорят о том, действительно ли начали в Вайенштафене производство пива в 1040 году или же жалованная монастырю грамота была позднее подделана, а монастырская пивоварня на самом деле на сто лет младше и пивоварение в здешних краях практикуют только с 1146 года. Вопрос, может быть, и важен с чисто академической точки зрения. Но вот с точки зрения практической для пивоварни имени святого Стефана переломным следует считать 1803 год.
В начале XIX века монастырское хозяйство пришло в упадок, монастырь закрыли, его постройки были секуляризированы. Но — о, счастье! — производство пива не тронули, а пивоварню преобразовали в государственную королевскую баварскую пивоварню. Тогда Бавария еще была королевством. С тех пор на логотипе «Вайенштафена» — цвета баварского флага: белые и голубые ромбы. Кстати, те же цвета на логотипе компании BMW, тоже находящейся в окрестностях Мюнхена.
В общем, на прежнем — «намоленном» — месте производство пива продолжалось. Пивоварня во Фрайзинге уверенно выходила в чемпионы мира по длительности непрерывного производства в течение столетий живительного и оживляющего напитка. Пиво здесь продолжали варить и в XIX и в XX веке, при всех властях.
Жизнь древней пивоварни продолжается. Теперь здесь находится отделение Мюнхенского технического университета, так что готовят во Фрайзинге не только пиво, но и пивоваров.
Многовековая традиция пивоварения — гарантия высокого качества производимого здесь напитка. Верно и обратное. Хорошее пиво варят во многих местах, но такой пивоварни, в которой этим полезным делом занимались бы без малого тысячу лет, нигде в мире не отыскать. Поэтому для бренда «Weihenstephan» пивоварня в Фрайзинге — несомненно, главный актив и краеугольный камень. Туристов сюда можно привозить на порядок больше, чем в какие-нибудь другие подобные заведения.
Под прием туристов на самой старой в мире пивоварне заточено все. И образцово-показательные цеха (они, в самом деле, и образцовые, и еще более показательные), и фабричный пивной погребок, где выставлены десятки сортов выпускаемого на «Вайенштафене» пива — не только традиционного, светлого, но и темного. Например, здесь можно попробовать крепкого темного пива «Korbinian», названного в честь Святого Корбиниана, освятившего эти славные места.
О духовных подвигах этого святого напоминает большая деревянная статуя медведя, навьюченного парой больших пивных бочек. Статуя эта встречает гостей пивоварни прямо у входа. Почему медведь?
Согласно легенде, медведь напал на святого, когда тот путешествовал в
История эта настолько растрогала местных жителей, что груженый поклажей медведь изображен теперь на гербе города Фрайзинга. Этот же медведь, отягощенный ношей, был помещен на герб римского папы, уроженца Баварии, Бенедикта XVI.